Перейти к содержимому

Фотография

Был ли адмирал Колчак русским патриотом


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 93

#61
ведмедь

ведмедь

    Десятитысячник

  • Модераторы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 13706 сообщений
44642 - Репутация
  • На счете:23452 тугриков
так Чапаев с каппелевцами и воевал вроде?
  • 0
злоэ модырь!
Дооооо (ц) д-р Бегемот
Все доведенное до совершенства прекрасно (ц) Азиль

#62
ведмедь

ведмедь

    Десятитысячник

  • Модераторы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 13706 сообщений
44642 - Репутация
  • На счете:23452 тугриков
в общем, непонятки
  • 1
злоэ модырь!
Дооооо (ц) д-р Бегемот
Все доведенное до совершенства прекрасно (ц) Азиль

#63
Хазар

Хазар

    Пятитысячник

  • Заблокированные
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 7070 сообщений
1998 - Репутация
  • На счете:2520 тугриков
Если верить Википедии, то Чапаев и Каппель на разных участках фронта воевали. Чапаев был южнее.
  • 0
Над арабской мирной хатой гордо реет жид пархатый!


Иосиф Бродский

#64
Хазар

Хазар

    Пятитысячник

  • Заблокированные
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 7070 сообщений
1998 - Репутация
  • На счете:2520 тугриков
Страницы истории: Чапаев и каппелевцы


ОБРАЗ КАППЕЛЕВЦЕВ В ФИЛЬМЕ БРАТЬЕВ ВАСИЛЬЕВЫХ «ЧАПАЕВ»

Картина известных кинорежиссеров Сергея Дмитриевича и Георгия Николаевича Васильевых «Чапаев», созданная на студии «Ленфильм» и вышедшая на экраны 7 ноября 1934 г., бесспорно, стала событием в культурной жизни страны Советов. Кинотеатры, и без того не пустовавшие, брали буквально штурмом. На просмотр картины ходили по несколько раз, коллективно, с плакатами. Газета «Комсомольская правда» писала в те дни: «Посещаемость кинотеатров в Москве превышает все рекорды. Многие, несмотря на огромные очереди, по три-четыре раза смотрят фильм, приводя с собой детей»1. Картина прошла с большим триумфом и за рубежом. Успех оказался ошеломляющим. Как утверждал писатель А.А. Фадеев, фильм затмил своей славой книгу Д.А. Фурманова, получившую известность еще в 20-е гг. В последующем в 1964 и 1974 гг. торжественно отмечались тридцати- и сорокалетние юбилеи выхода «Чапаева» на экраны страны. Нельзя не сказать и о том, что Чапаев и его ординарец Петька стали любимыми героями получивших затем широкое распространение анекдотов. Подобное явление, видимо, также являлось своеобразным выражением их народной популярности.

Сценарий картины был написан вдовой бывшего комиссара чапаевской дивизии А.Н. Фурмановой в соавторстве с В. Трофимовым по одноименной книге писателя. Дорабатывался он непосредственными постановщиками картины «братьями» (псевдоним режиссеров-однофамильцев) Васильевыми. Помимо известной книги для создания сценария использовались военные дневники Д.А. Фурманова, устные воспоминания соратников В.И. Чапаева, а также документы из архива красной армии. Сами создатели фильма, кстати, служившие в годы гражданской войны в РККА, пытались по-новому взглянуть на историю тех военных лет. Они сознавали и даже писали о том, что опыт советской кинематографии в этой области «был скорее отрицательным, чем положительным». По их мнению, дело дошло до того, что «гражданская война была поводом для создания неглубоких, примитивных агиток, полуприключенческих, полудетективных фильмов, всегда вызывавших досаду и неудовлетворенность зрителя примитивностью и поверхностностью отображения». Поэтому Васильевы попытались отойти, во-первых, от батальных сцен, во-вторых, от натурализма. Они, по их собственным словам, сделали ставку на «раскрытие взаимосвязи событий и людей»

Конечно, требовать полной исторической достоверности от художественного фильма, посвященного тем или иным реальным событиям, нельзя. Кино – это, прежде всего, зрелищное искусство, где его создатели отражают не только действительность, но и свой субъективный взгляд художников (не ученых) на мир настоящего и мир прошлого, а порой даже будущего. При этом чтобы добиться успеха, режиссер должен учитывать, как все это будет воспринято массовым зрителем, отсюда – элемент конъюнктуры в кино всегда неизбежен. Таким образом, без искажения реальных фактов и мифотворчества Васильевы не смогли обойтись, как и любой постановщик, задумавший снять художественный фильм по исторической тематике. Как справедливо заметил доктор искусствоведения Д.С. Писаревский, исследователь творчества «братьев», картина «Чапаев» являет собой «сплав легенды и реальных событий»

Однако все же попытаемся разобраться в том, насколько реалистично отражен в картине так называемый, с точки зрения ее авторов, «вражеский лагерь» – белые. Как в художественной форме режиссерам удалось достоверно показать участников Белого движения? Следует сразу заметить, что по сценарию главными противниками Василия Ивановича Чапаева (его образ воплотил на экране тогда еще молодой актер Б.А. Бабочкин) на протяжении всего фильма выступают «каппелевцы», ведущие боевые действия против его дивизии совместно с казаками (судя по географическим названиям, уральскими). Необходимо сказать, что такое боевое сотрудничество на протяжении всей гражданской войны никогда не являлось реальностью. Почти всегда уральские казаки сражались с большевиками самостоятельно, вдали от основных фронтов белых и красных. Формально, они даже имели свою собственную отдельную армию, подчинявшуюся сначала А.В. Колчаку, а затем А.И. Деникину.



В период гражданской войны имел место, видимо, только единственный случай, когда часть каппелевцев какое-то время находилась в составе Уральской (казачьей) армии. Это произошло при следующих обстоятельствах. После неудачной для колчаковцев в июле 1919 года Челябинской операции один из бывших руководителей Самарского Комуча корнет Б.К. Фортунатов с большей частью офицеров и бойцов своего конно-егерского дивизиона «имени Учредительного собрания», входившего в состав 1-го Волжского корпуса генерала В.О. Каппеля, ушел с фронта, направляясь в сторону области Уральского казачьего войска. Сам Б.К. Фортунатов так определял цели своих действий: «Решено было не отходить на восток, а уклониться на юг, где искать возможности образовать новый противобольшевицкий фронт с провозглашением более либеральных лозунгов и там найти поддержку населения»



Необходимо отметить, что В.О. Каппель знал об этих планах. Ему даже сделали предложение присоединиться к ним. Он поначалу их поддержал, но в последний момент отказался. Однако, зная о готовившейся фактической измене, генерал ничего первоначально не предпринял против своих подчиненных. Лишь затем, когда дивизион и присоединившиеся к нему подразделения ушли с фронта и были вне досягаемости, В.О. Каппель своим приказом заочно привлек изменников к военно-полевому суду.
Впоследствии, соединившись с уральскими казаками, бойцы этого дивизиона, отступая под ударами частей красной армии, совершили тяжелый зимний переход по восточному берегу Каспия. После этого оставшиеся в живых солдаты и офицеры переправились на Кавказ в армию А.И. Деникина.

Боевой офицер Владимир Оскарович Каппель сначала воевал против большевиков в 1918 года преимущественно на Средней Волге, командуя отрядами, а затем войсковой группой Народной армии Самарского Комуча. В Русской армии А.В. Колчака, став генералом, В.О. Каппель возглавил корпус, потом – армию, впоследствии – фронт. Формирования, которыми командовал В.И. Чапаев (Пугачевская бригада, 2-я Николаевская дивизия, 25-я стрелковая дивизия), вели, главным образом, боевые действия в районе Нижней Волги и на территории Уральского казачьего войска. В феврале 1919 года В.И. Чапаев, как начальник Александровогайской группы войск, а затем – 25-й дивизии, попадает на Восточный фронт. Здесь его бойцы принимают активное участие в контрударе Южной группы М.В. Фрунзе во фланг Западной колчаковской армии. Может быть, именно в этой наступательной операции, где-то под Белебеем, чапаевцам впервые довелось встретиться с частями корпуса В.О. Каппеля, которые, прибывая из тыла, прямо с эшелонов бросались в бой. Затем дивизия Чапаева отличилась в июне 1919 г. при взятии Уфы, захватив город с северо-запада. В то время как части В.О. Каппеля упорно держали оборону на берегах реки Белой юго-западнее города, отступив затем на восток. Правда, как свидетельствуют документы, только одна из частей корпуса В.О. Каппеля была переброшена на участок фронта против чапаевцев и принимала активное участие в наступлении на захваченный красными плацдарм. Вскоре 25-ю стрелковую дивизию, которая первой вошла в Уфу, вновь перебросили на фронт против уральских казаков. В итоге получается, что реально встречаться чапаевцы с каппелевцами могли в открытом бою совсем нечасто.

Почему же фильм демонстрирует нам обратное? Видимо, в представлении участников тех событий, воевавших в красной армии и с которыми неоднократно вели беседы постановщики картины в период ее создания, надолго укоренилось мнение, что именно каппелевцы являли собой наиболее боеспособную силу в армиях А.В. Колчака. Поэтому один из «любимых» и «народных» героев гражданской войны – «Чапай» – непременно должен быть победителем самого сильного и коварного врага. Это должно лишний раз наглядно продемонстрировать его смелость и военный талант. С другой стороны, каппелевцы в фильме, в отличие от уральских казаков, предстают в более негативном виде.

Сам В.О. Каппель не показан, но олицетворением его воинства перед зрителями предстает молодой поручик «в форме каппелевских частей» (его сыграл один из режиссеров фильма Г.Н. Васильев), который в штабном вагоне, стоя у карты, заносчиво бросает:

— На германском фронте имел честь драться с генералом фон Людендорфом. А теперь – черт знает что. Ча-па-ев.
В ответ на эту браваду хозяин вагона – полковник С.Н. Бороздин, оторвавший голову от бумаг, спокойно говорит:
— Напрасно изволите смеяться, господин поручик. Чапаев – очень серьезный враг. Нам одинаково опасны и он сам, и его слава.Эти слова полковника свидетельствуют о том, что он, видимо, уже не первый месяц воюет против большевиков и реально представляет сложившуюся обстановку, в отличие от своего надменного и самоуверенного собеседника. Можно даже предположить, что создатели фильма как бы противопоставляют умудренного полковника, командовавшего уральскими казаками и молодого заносчивого поручика-каппелевца.


По замыслу режиссеров, Бороздин, характер которого воплощен актером старой школы (играл на сцене с 1902 года) И.Н. Певцовым – это собирательный образ белого офицерства. Фамилия полковника перекликается с реально существовавшим генерал-майором (по другим данным – полковником) Н.Н Бородиным, командовавшим сводным отрядом уральских казаков, который и совершил в начале сентября 1919 года рейд на станицу Лбищенскую6. Как известно, итогом этого смелого предприятия стали разгром не только штаба В.И. Чапаева и гибель самого начдива, но и значительные потери 25-й дивизии красных, а также богатые трофеи, доставшиеся уральским казакам. И действительно, согласно фильму, именно полковник Бороздин берет по собственной инициативе руководство этим рейдом. В бою на улицах Лбищенской реальный генерал Н.Н. Бородин погибает, лично возглавив атаку, чтобы спасти раненого казака-пулеметчика. Один из красноармейцев, увидев сверкнувшие на утреннем солнце генеральские погоны, прицельно выстрелил по бегущему впереди офицеру. Пуля попала Бородину в голову, и он почти сразу скончался

В фильме полковник Бороздин также погибает, но от сабельного удара крестьянина-бородача, когда пытается спастись бегством от наступающих чапаевцев, мстящих за гибель своего командира. Таким образом, в картине перед нами предстает совершенно другая трактовка последних минут жизни этого человека, показывающая его, пытающегося спасти свою жизнь бегством, не в лучшем виде. Но все же постановщики фильма не столь однозначно рисуют Бороздина. Не последнюю роль в этом сыграло и мастерство И.Н. Певцова. В 1933 году, когда шла работа над фильмом, артист, скорее всего, имея в виду роль белого полковника, которую он играл, отмечал в своей записной книжке: «…когда актер думает и строит образ, его заботит достижение живой правды со всей ее сложностью. Он должен иметь всегда в виду то, что в природе нет чистого черного и чистого белого цвета»8.

Даже советские критики признавали, что И.Н. Певцову удалось создать в «Чапаеве» «тип благородного офицера, чрезвычайно умного, культурного…, много размышляющего, презирающего толпу, хотя и гуманного в отношениях со своим денщиком»

.

Остановимся подробнее на том, как режиссеры и актер воплотили образ этого белого офицера, командовавшего уральскими казаками. Следует при этом заметить, что в книге Д.А. Фурманова этого персонажа нет. Весь «вражеский лагерь» в ней рисуется как некая безликая масса, с которой сражаются чапаевцы под руководством своего любимого начдива. Внешне полковник Бороздин уже немолодой, полноватый и лысый человек, с пенсне на носу, заядлый курильщик. Он никогда не улыбается, всегда сдержан, немногословен, каждое сказанное им слово весомо и продуманно. Перед нами человек неглупый, видимо, понимающий, что гражданская война – это трагедия для России, и вряд ли победа в ней будет на стороне белых. Он не склонен, в отличие от своего молодого собеседника – поручика «в форме каппелевских частей», строить оптимистические планы относительно быстрых и легких побед над красными, среди которых есть такие популярные командиры как Чапаев.

Бороздин являет собой боевого офицера, который не прячется за чужие спины и не пытается отсидеться в тылу. Его отношение к высокопоставленным чинам отражено в следующей фразе: «У нас в Ставке Верховного правителя вместо укрепления тыла по-прежнему усердно делят шкуру неубитого медведя…». И в этих словах имелась своя доля правды. Действительно, между колчаковской Ставкой, куда на первых порах адмирал привлек недостаточно опытных военных, прибывших с юга (к примеру, генералов Д.А. Лебедева, Н.А. Степанова), и фронтовым командованием существовала проблема взаимопонимания и четкого выполнения приказов. Лишь после поражения под Челябинском в июле 1919 года ситуация в Ставке, куда пришли новые, более опытные люди, стала несколько меняться, но им уже не удалось переломить ситуацию.

Известно отношение многих белых офицеров к своим союзникам по Антанте, преследовавшим в российской гражданской войне исключительно свои корыстные цели и мало помогавшим антибольшевицким силам. Создатели фильма показали и эту характерную черту в настроениях офицерства, которая нашла отражение в словах Бороздина. На замечание генерала о том, что интервенты оценили голову Чапаева в 20 тысяч, он иронически отвечает: «Союзное командование, Ваше превосходительство, могло бы дать и дороже! Ведь позади – Гурьев, а в Гурьеве – нефть».
По доброму относится полковник к своему ординарцу-казаку Потапову (артист С.И. Шкурат), прошедшему с ним, начиная с 1914 года, все тяготы непрерывной войны. Бороздин по-житейски называет его «Петровичем», что несколько коробит молодого заносчивого поручика-каппелевца, не привыкшего так обращаться с простым людом. Авторы фильма трактуют такое отношение полковника к своему денщику как «заигрывание с народом» ради собственной безопасности. Когда ординарец умоляет Бороздина пожалеть брата, арестованного за попытку перебежать к красным и приговоренного к расстрелу, тот, не без колебаний, но все же смягчает наказание, изменив свою резолюцию. Однако и это не спасает арестованного от гибели, он умирает, пройдя через «экзекуцию». И тогда Потапов покидает своего патрона.

Если говорить об увлечениях полковника, то один из эпизодов картины показывает нам его сидящим в салоне штабного вагона за роялем и играющим по памяти свою любимую «Лунную сонату» Людвига Ван Бетховена. Нетрудно, вспомнить, что и первый глава советского государства В.И. Ленин также очень любил музыку этого композитора, но только звуки «Аппассионаты». Может быть, этим Васильевы хотели сказать следующее: казачий полковник и большевик № 1 – люди одного поколения и имели в дореволюционной России одни и те же пристрастия, в данном случае, музыкальные; однако политика и иное понимание жизни разбросали их по разные стороны баррикад. В данном эпизоде проявилось тонкое художественное чутье создателей картины, понимание ими трагедии, которую принесла с собой гражданская война, ломавшая людские судьбы.
Но вернемся к каппелевцам. Одним самых ярких эпизодов картины стала их эффектная «психическая атака» на позиции красноармейцев. Чтобы зрительно представить эти кадры фильма, полистаем страницы сценария.
«Прямо перед цепью из-за холмов появляются колонны белых. Комбриг опускает бинокль и поворачивается к Фурманову.
— Каппелевцы… Офицерский полк!
Фурманов оглянулся.
— Чапай где?
Белые идут плотным, сомкнутым строем. Черная, «особая» форма. На плечах сверкающие погоны. Это офицеры. Они идут медленно, соблюдая равнение. За правым плечом на ремнях поблескивают винтовки…
В красной цепи безостановочно трещат винтовки.
Около пулемета, в стороне от цепи, ютясь за разбросанными ящиками, растянулась Анна. За квадратным щитом, сжимая рукоятку, склонился пулеметчик. Анна держит наготове следующую ленту.
Пулеметчик схватил конец, продернул в щель, нажал рукоятку.
Хотел сделать повторное движение и вдруг разом осел, выпустил рукоятку и стал медленно сползать влево. Левая рука крепко зажала конец ленты, и пулеметчик все еще тянул ее за собой.
Анна кинулась к нему.
Он уже хрипел:
— Держись, Анна… помираю… патроны-то…
Он замолк. Анна взглянула на него еще раз и бросилась к пулемету.
Каппелевцы, как на плацу, не обращают внимания на выстрелы, мерно отсчитывают шаг под дробь барабана… Рота за ротой появляются они из-за холмов, развертываются. И все тем же «учебным» шагом движутся вперед… Резко выделяется развернутое знамя. Перед одной из рот, с сигарой в зубах – знакомый уже нам поручик. Винтовки по-прежнему висят за плечами. Только пулеметы белых отвечают на огонь красной цепи.
Офицерские колонны совсем близко. Красноармейцы палят безостановочно. В рядах каппелевцев то тут, то там падают черные фигуры. Но ряды немедленно смыкаются, и они идут все тем же учебным шагом. Кажется, что огонь не наносит им ущерба.
Красноармеец в цепи невольно сплюнул.
— Красиво идут!
Сосед сочувственно кивнул головой.
— Интеллигенты!
Каппелевцы все ближе и ближе. Торопливо застучали затворы в красной цепи. Каппелевцы по-прежнему, как на параде, продолжают маршировку. Кажется, что эти несокрушимые колонны все растут… растут… и вот-вот смоют и захлестнут красную цепь.
Пулемет Анны молчит.
Красноармейцы в цепи потрясают кулаками.
— Стреляй, сволочь! Стреляй!
Каппелевцы уже в каких-нибудь двухстах пятидесяти – трехстах шагах…
Уже слышны слова команды.
И вдруг в цепи – чей-то плачущий, надрывный крик:
— Пропали, ребята! Каюк нам!
Не выдержав, часть цепи сорвалась и побежала.
— Наз-а-ад! – надсадно кричит комбриг.
Фурманов бросился наперерез бегущим. Ему удалось их остановить.
И вдруг загремело:
— Ура!
Это каппелевцы, подойдя на двести шагов, перешли в штыковой удар.
В ту же минуту трель пулемета расколола напряженное затишье. Поражаемые в лоб кинжальным огнем, скашиваемые в упор сплошной стеной пуль, валы черных фигур остановились…
Хлынули было вновь… Но, сбиваемые огнем пулемета, вновь задержались…
Затоптались на месте… и подались назад…
Красноармейцы забрасывают офицеров гранатами. Стрелки с новой энергией расстреливают бегущих.
Анна судорожно вцепилась в рукоятки «Максима». На лице ее – одновременно и отчаяние, и решимость, и… страх – простой человеческий страх…
Бегут каппелевцы. Красноармейцы поливают бегущих дождем пуль.
Резко щелкнула выбитая лента… Пулемет стал. Анна рванулась к ящику – он пуст.
Неожиданно где-то впереди, из-за холмов, бешеным карьером вылетела казачья лава.
— Казаки! – разнеслось по цепи.
Казаки с диким свистом и гиком несутся прямо на красноармейскую цепь.
Анна в совершенном отчаянии выпрямилась во весь рост.
В этот момент от куда-то сбоку загремело «Ура!»
Наперерез казакам вылетел чапаевский эскадрон.
Впереди – Чапаев...
Бешеным карьером летят навстречу казачьей лаве кавалеристы Чапаева.
Казаки не выдержали и повернули.
Облако пыли скрывает преследующий их по пятам чапаевский эскадрон»

Итак, перед нами картина боя с применением «психической атаки» каппелевцев. Они, одетые в черные мундиры с аксельбантами, бесстрашно идут колоннами на позиции противника под знаменем с изображением черепа и костей. Бравый их марш сопровождается тревожной барабанной дробью. Один из режиссеров картины, С.Д. Васильев, отвечая на вопросы студентов института кинематографии, объяснял звуковое сопровождение «психической атаки» следующим образом. «Барабанная дробь – это неотъемлемый признак элемента вымуштровки. Отсюда идет непосредственное слияние этих вещей. Как в цирке, когда смотрите аттракционный номер. О чем думал Каппель? Об аттракционном воздействии на людей. Аттракционный номер сопровождается отчаянной барабанной дробью. Это не случайно»

В отношении чапаевцев к наступающим колоннам каппелевцев сначала даже присутствуют нотки восхищения их смелостью и стройностью рядов. «Красиво идут!», – с завистью говорит один из бойцов. Другой в ответ произносит: «Интеллигенты!». И это слово в данном контексте, на наш взгляд, звучит не в ругательном смысле, как нередко оно произносилось большевицкими агитаторами, а с интонацией, характеризующей марширующие ряды офицеров как нечто возвышенное, недоступное простому мужику. Затем это восхищение сменяется страхом и паникой, сопровождающимися возгласами «пропали» и «каюк». Лишь пулеметчица Анна (актриса В. Мясникова) спасает ситуацию. Но ненадолго. Главным спасителем все-таки выступает герой фильма – Чапаев, скачущий с развивающейся буркой во главе своего эскадрона и обращающий белых в бегство. По мнению авторов фильма, «психическая атака» призвана была продемонстрировать «столкновение двух воль», двух сил в гражданской войне

При этом стоит заметить, что в картине нет ни одного крупного плана наступающих каппелевцев. Подобным образом изображаются только красные. Данное обстоятельство позднее откровенно объяснил С.Д. Васильев, указав, что это связывалось с тем, «чтобы в плане политическом не сделать ошибки»14. Кроме внешней цензуры со стороны государства против достоверного изображения в фильме участников Белого движения работала и внутренняя цензура самих режиссеров.

Многое в этих кадрах, созданных в 30-е гг. ХХ в., заимствовано от мифов, рожденных большевицкой пропагандой и официальной советской историографией гражданской войны, начиная от черных мундиров с аксельбантами, знаменем с черепом и костями и заканчивая самой так называемой «психической» атакой. Однако определенная основа для создания такого облика каппелевцев все же была. Конечно, ни о каком добротном единообразном обмундировании в те годы белым воинам, в том числе и тем, кто воевал под командованием В.О. Каппеля в его Волжском корпусе, даже не мечталось: одевались во что придется. Но, тем не менее, каппелевцам все-таки в этом отношении повезло больше остальных. По распоряжению английского генерала А. Нокса, они в начале 1919 года, когда находились в тылу колчаковских войск на отдыхе и пополнении, получили английское армейское обмундирование и, естественно, внешне выглядели лучше большинства других воинских соединений белых на Восточном фронте. Данное обстоятельство, видимо, и сыграло свою роль в том, что режиссеры одели каппелевцев в черные добротные мундиры.

Теперь несколько слов о самой «психической» атаке. Да, видимо, такой тактический прием в боях против красных использовался отдельными военачальниками, помимо В.О. Каппеля здесь можно назвать и генерала В.М. Молчанова, возглавлявшего бригаду, а затем и дивизию ижевцев в колчаковских войсках. Как правило, подобные атаки проходили следующим образом. Батальоны, наступая, шли в полный рост, не останавливаясь. Но не колоннами, как в фильме, а цепью. По ходу выбывшие из строя немедленно заменялись другими бойцами из резервного батальона, следовавшего сзади вместе с санитарами. Несмотря на значительные потери наступавших, у противника создавалось впечатление неуязвимости приближавшихся белых, что вносило замешательство и панику в его ряды. И лишь подойдя на достаточно короткое расстояние к расположению позиций красных, атакующие бросались в штыковую атаку. Конечно, подобный прием в боевых условиях использовался не часто. Он прежде всего был рассчитан на неподготовленность в военном отношении основной массы новоиспеченных красноармейцев и применялся, главным образом, в начальный период гражданской войны. Скорее всего, Каппель его использовал в боях на Волге, когда командовал частями Народной армии. Впоследствии, когда красная армия окрепла и приобрела опыт, подобные «психические» атаки большого эффекта уже не имели.

В романе Д.А. Фурманова «психической атаки» как таковой нет. Здесь речь идет о попытке колчаковцев, оборонявших Уфу в июне 1919 года, ликвидировать плацдарм, созданный чапаевцами, переправившимися через реку Белую. «Черными колоннами, тихо-тихо, без человеческого голоса, без лязга оружия, – пишет Фурманов, – шли в наступление офицерские батальоны с Каппелевским полком… Они раскинулись по полю и охватывали разом огромную площадь. Была, видимо, мысль – молча подойти вплотную к измученным, сонным цепям и внезапным ударом переколоть, перестрелять, поднять панику, уничтожить…»15. Но этот замысел потерпел неудачу. Белых встретил дружный огонь, и они понесли большие потери. Кстати, сам начдив В.И. Чапаев в этом бою на позициях отсутствовал, так как незадолго до этого был ранен разорвавшейся бомбой, сброшенной с аэроплана белых. На самом деле, как уже сказано выше, чапаевцы, форсировав реку Белую и наступая на Уфу с северо-запада, вряд ли могли здесь столкнуться с частями генерала В.О. Каппеля, которые обороняли город южнее.
И, наконец, стоит высказаться об упоминаемых в фильме офицерских батальонах Каппеля. Один из первых советских историков гражданской войны А.И. Анишев утверждал, что первоначально в колчаковских войсках даже в роли рядовых стрелков выступали офицеры16. Но с этим мнением трудно согласиться. Лишь на юге у А.И. Деникина наблюдался избыток офицеров, должностей для которых в армейских структурах просто не хватало. В формированиях А.В. Колчака, где командного состава всегда не доставало, положение было иным, а значит, и отдельных офицерских частей никогда не существовало17. Имеются сведения об офицерских батальонах в первоначальный период создания Народной армии Самарского Комуча, но впоследствии и они не стали постоянными формированиями. В итоге можно смело утверждать, что в 1919 году никакого офицерского полка в составе частей генерала В.О. Каппеля не значилось.
В картине есть еще и такой эпизод. В помещении штаба белых, захваченного красными, Чапаев видит на стене плакат, изображающий строй храбрых каппелевцев и паническое бегство красноармейцев. Внимательно рассматривая его, он, улыбаясь, произносит:
— А здорово нарисовали, а! Вот сукины дети! А?.. Смотри, пожалуйста!
Но Фурманов (актер Б. Блинов), проявляя революционную бдительность, говорит:
— Да. Только вот стишки… не таво!
Но Чапаеву явно понравился плакат.
— Не-е… – Он повысил голос: – Петька! Ты это спрячь. Сохрани18.
Эти кадры свидетельствуют о том, что главный герой фильма готов даже в чем-то похвалить своих врагов, восхищаться ими.
Таким образом, известный фильм братьев Васильевых «Чапаев», как в кривом зеркале, значительно искажает реальную картину гражданской войны, особенно когда показывает лагерь белых, не говоря уже о личности и самого главного героя картины. Вообще, каппелевцы, в отличие от уральских казаков, сумевших все-таки расправиться с Чапаевым, представлены в картине еще в более негативном свете. Поручик-каппелевец – молодой офицер, совершенно не понимающий условий и всей драматичности внутренней войны соотечественников друг с другом. Подстраиваясь под бравый марш своих соратников по оружию, он, с сигарой в зубах и со стеком в руке, идет впереди одной из черных колонн, чтобы умереть красивой смертью на радость врагам. Есть в этом образе что-то искусственное, наносное. Реалии гражданской войны свидетельствовали о том, что, наоборот, именно значительная часть каппелевцев являлись бесстрашными и последовательными бойцами за Белое дело. А уральские казаки отличились своей боеспособностью лишь на начальном этапе войны с большевиками, а затем их, как и все остальное казачество, захлестнули волны самостийности и колебаний между красными и белыми.
В то же время нельзя не признать и профессиональное мастерство братьев Васильевых, сумевших создать знаковый фильм о гражданской войне, который вошел в классику отечественного кинематографа. В течение полутора часов экранного времени они сумели воплотить перед зрителями всю трагедию героев, вовлеченных в круговорот российской Смуты. Создатели картины не скатились до карикатурного изображения противников В.И. Чапаева, а показали их как личностей, отстаивающих свои идеалы.

Примечания
1 Цит. по: Братья Васильевы: Жизнь и творчество. – М., 1978. С. 90.
2 Васильев Г.Н., Васильев С.Д. Собр. соч. в 3-х т. – М., 1982. Т. 2. С. 136–137.
3 Писаревский Д.С. Уроки сценарной классики. (Опыт «Чапаева»). – М., 1986. С. 7.
4 ГА РФ (Государственный архив Российской Федерации). Ф. 5881. Оп. 2. Д. 804. Л. 29.
5 РГВА (Российский государственный военный архив). Ф. 39624. Оп. 1. Д. 163. Л. 2; ГА РФ. Ф. 5881. Оп. 2. Д. 804. Лл. 1–30.
6 Балмасов С.С. Лбищенский рейд и уничтожение штаба Чапаева 5 сентября 1919 г. // Белая гвардия. Альманах. – М., 2001. № 5. С. 75; Масянов Л. Гибель Уральского казачьего войска. – Нью-Йорк, 1963. С. 128.
7 Балмасов С.С. Указ. соч. С. 77.
8 Илларион Николаевич Певцов. Литературно-театральное наследие. Воспоминания о Певцове. – М., 1978. С. 93.
9 Там же. С. 341.
10 О роли казачества в гражданской войне см напр.: Белоусов И.В. Казачий сепаратизм в России (1917–1920): истоки, сущность, последствия // Автореферат диссертации… кандидата исторических наук. – М., 1998; Волков Е.В. «Коннице отведено едва ли не последнее место». Почему командованию не удалось эффективно использовать казачьи конные соединения // Белая гвардия. Альманах. – М., 2001. № 5. С. 30-35.
11 Васильев Г.Н., Васильев С.Д. Собр. соч. в 3-х т. – М., 1982. Т. 2. С. 114-117.
12 Там же. С. 162.
13 Там же.
14 Там же.
15 Фурманов Д.А. Чапаев. М., 1990. С.177.
16 Анишев А.И. Очерки истории гражданской войны. – Л., 1925. С. 225.
17 См.: Волков Е.В. Колчаковские офицеры: Опыт исторического исследования. Челябинск, 2001. С. 51-52.
18 Васильев Г.Н., Васильев С.Д. Собр. соч.: В 3-х т. – М., 1982. Т. 2. С. 117.




http://www.cinelife.ru/post/82/
  • 1
Над арабской мирной хатой гордо реет жид пархатый!


Иосиф Бродский

#65
Хазар

Хазар

    Пятитысячник

  • Заблокированные
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 7070 сообщений
1998 - Репутация
  • На счете:2520 тугриков
Хотя из этой статьи следует, что каппелевцы и чапаевцы все-таки встречались в боях. С работами автора статьи Е.В.Волкова знаком, автор - по взглядам беляк и фашист, но историю белого движения знает хорошо, можно доверять.

Сообщение отредактировал Хазар: 02 August 2012 - 21:54

  • 0
Над арабской мирной хатой гордо реет жид пархатый!


Иосиф Бродский

#66
Aliks

Aliks

    Ёшкин кот

  • Неактивированные
  • PipPipPipPipPipPipPipPip
  • 4522 сообщений
13933 - Репутация
  • На счете:4563,15 тугриков

Если верить Википедии, то Чапаев и Каппель на разных участках фронта воевали. Чапаев был южнее.

Я тоже так думаю.
  • 0

#67
Хазар

Хазар

    Пятитысячник

  • Заблокированные
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 7070 сообщений
1998 - Репутация
  • На счете:2520 тугриков

Я тоже так думаю.


Посмотри статью выше, получается, что встречались они, хоть и не часто.
  • 0
Над арабской мирной хатой гордо реет жид пархатый!


Иосиф Бродский

#68
Aliks

Aliks

    Ёшкин кот

  • Неактивированные
  • PipPipPipPipPipPipPipPip
  • 4522 сообщений
13933 - Репутация
  • На счете:4563,15 тугриков
Разные источники информации пишут по разному. Кто прав сейчас понять трудно. И те пишут красноречиво, и эти.
  • 0

#69
Хазар

Хазар

    Пятитысячник

  • Заблокированные
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 7070 сообщений
1998 - Репутация
  • На счете:2520 тугриков

Разные источники информации пишут по разному. Кто прав сейчас понять трудно. И те пишут красноречиво, и эти.


Автор этой статьи как раз белый по взглядам, поэтому ему в этом вопросе можно верить.
  • 0
Над арабской мирной хатой гордо реет жид пархатый!


Иосиф Бродский

#70
Aliks

Aliks

    Ёшкин кот

  • Неактивированные
  • PipPipPipPipPipPipPipPip
  • 4522 сообщений
13933 - Репутация
  • На счете:4563,15 тугриков
Спорить не стану. Я в истории плёхо-плёхо. :yes:
  • 0

#71
Хазар

Хазар

    Пятитысячник

  • Заблокированные
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 7070 сообщений
1998 - Репутация
  • На счете:2520 тугриков

Спорить не стану. Я в истории плёхо-плёхо. :yes:


Мы ж не на конференции в Академии наук :)
  • 0
Над арабской мирной хатой гордо реет жид пархатый!


Иосиф Бродский

#72
Aliks

Aliks

    Ёшкин кот

  • Неактивированные
  • PipPipPipPipPipPipPipPip
  • 4522 сообщений
13933 - Репутация
  • На счете:4563,15 тугриков
Я понял одно, что в фильме "Адмирал" Каппеля играл Безруков. :D
  • 1

#73
Хазар

Хазар

    Пятитысячник

  • Заблокированные
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 7070 сообщений
1998 - Репутация
  • На счете:2520 тугриков
А Колчака - Хабенский
  • 1
Над арабской мирной хатой гордо реет жид пархатый!


Иосиф Бродский

#74
Хазар

Хазар

    Пятитысячник

  • Заблокированные
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 7070 сообщений
1998 - Репутация
  • На счете:2520 тугриков
Ошибся я. Это не тот Волков. Тот, который беляк и фашист - Волков С.В., а этот - Волков Е.В. Посмотрел его работы - серьезный ученый, тоже спец по белому движению.
  • 0
Над арабской мирной хатой гордо реет жид пархатый!


Иосиф Бродский

#75
Ульрих

Ульрих

    Homo homini lupus est

  • Модераторы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 8816 сообщений
9029 - Репутация
  • На счете:11420 тугриков
Фильм адмирал это следствие того что стало модным искать графские корни. Много мы еще увидим такого.
  • 0

Я по жизни спокойный и тихий человек;

спокойно привалю,тихо закопаю.
 


#76
Ульрих

Ульрих

    Homo homini lupus est

  • Модераторы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 8816 сообщений
9029 - Репутация
  • На счете:11420 тугриков

а кто такой вообще Капелев: может Каппель

Точно, вот что значяит спешка.
  • 0

Я по жизни спокойный и тихий человек;

спокойно привалю,тихо закопаю.
 


#77
Ульрих

Ульрих

    Homo homini lupus est

  • Модераторы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 8816 сообщений
9029 - Репутация
  • На счете:11420 тугриков

Чапаев - гениальный фильм. Даже в пропаганде красные были талантливее белых.

Ну это канешно. кто же спорит.
  • 0

Я по жизни спокойный и тихий человек;

спокойно привалю,тихо закопаю.
 


#78
ведмедь

ведмедь

    Десятитысячник

  • Модераторы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 13706 сообщений
44642 - Репутация
  • На счете:23452 тугриков

Я тоже так думаю.

в боях за Уфу они между собой все таки воевали
  • 2
злоэ модырь!
Дооооо (ц) д-р Бегемот
Все доведенное до совершенства прекрасно (ц) Азиль

#79
ведмедь

ведмедь

    Десятитысячник

  • Модераторы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 13706 сообщений
44642 - Репутация
  • На счете:23452 тугриков
Васильевы для изображения каппелевцев использовали форму добровольческой армии, воевавшей на юге России, сами каппелевцы особой формы не имели.
знамена колчаковских частей:
Изображение
  • 2
злоэ модырь!
Дооооо (ц) д-р Бегемот
Все доведенное до совершенства прекрасно (ц) Азиль

#80
Хазар

Хазар

    Пятитысячник

  • Заблокированные
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 7070 сообщений
1998 - Репутация
  • На счете:2520 тугриков

Фильм адмирал это следствие того что стало модным искать графские корни. Много мы еще увидим такого.


Да нет, этот фильм - продукт официальной антикоммунистической пропаганды. Красных низвергли, образовался вакуум, нужны новые герои. Вот и заполняют эту пустоту.
  • 0
Над арабской мирной хатой гордо реет жид пархатый!


Иосиф Бродский




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых