Перейти к содержимому

Фотография

Этногенез и эволюция, бывшая "Происхождение казахов и узбеков"


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 113

#1
UNIVERSAL

UNIVERSAL

    Человек не то, чем он хочет быть, но то, чем он не может не быть

  • Тысячник
  • PipPipPipPipPipPipPipPip
  • 2529 сообщений
3178 - Репутация
  • На счете:1198 тугриков
Происхождение казахов и узбеков.
Автор - ВАЛИДОВ (ВАЛИДИ) Ахметзаки Ахметшахович [(в эмиграции - Ахмет Заки Валиди Тоган)
Краткая биография автора есть на http://www.bashedu.r...vvv/validov.htm
Англоязычный текст статьи почерпнут в недрах http://www.angelfire...ksoy/ozkaz.html
На близкую тему см. также - http://odnapl1yazyk....domongposle.htm
Прочие ссылки по истории Центральной Азии - http://odnapl1yazyk..../uselinks02.htm
(отсебятина внутри текста курсивом со звездочкой*; примечания из англоязычной публикации пронумированы и приведены в конце)
Что означают термины татар, кыпчак, тогмак (togmak) и узбек.
The Concepts of Tatar, Kipchak, Togmak, and Ozbek
Татары, кыпчаки, тогмаки и узбеки. Кочевое население кыпчакских степей (Дешт-и-кыпчак), от Тарбагатая до Сырдарьи и от Хорезма до бассейна Волги (Idil), в эпоху могущества монголов, вплоть до рапространения в этих краях Ислама, называлось термином "Тогмак". У узбеков Хивы это слово звучит Tuvma (см.у Абульгази (Ebulgazi)1), у башкир - Tuvma, у ногаев (согласно истории Cevdet Pasha2) словом Tokma называли людей без роду и племени или беглецов, которых можно было (следовало в случае поимки) продавать в рабство как нарушителей закона. Негативный оттенок значения у этого термина, вообще-то подразумевавшего под собой кыпчаков и золотоордынских татар, скорее всего появился после распространения Ислама. Сведений о том, что это название употреблялось в Джучиевом улусе (Золотая Орда, Джучи - отец Батыя и сын Чингис-хана) нет. Похоже, что племя (tribe), известное под именем Тогмак (Togmak), стало называться узбеки (Ozbek) по имени хана Узбека (золотоордынский Ozbek Khan (1312-1340)). Согласно Бартольду, термины Узбек (Ozbek) и улус Узбека (Ozbek Ulus) использовались в Центральной Азии, чтобы отличать это племя и военную часть его населения от Чагатаев* (Chaghatay) вплоть до распада Золотой Орды, произошедшего в XV веке, и рассеяния её населения (в оригинальном тексте статьи uruk - род, клан)3 по улусам Узбекскому, Казахскому и Ногайскому. Их отличительным боевым кличем4 было слово Алаш (alach).
* Чагатай, сын Чингис-хана, получивший в наследство центральноазиатский улус империи своего отца, это имя закрепилось как топоним и как этноним и особенно как название тюркского литературного языка, существовавшего вплоть до начала XX века
Следует уточнить некоторые этнические термины, применявшиеся в Джучиевом улусе: нынешние узбеки, проживающие на территории исторических Трансоксании (Трансоксиана Transoxiana* – за Аральским морем, термин античной географии, когда-то такой же мифический, как Гиперборея, у мусульманских учёных обрёл конкретный смысл) и Хорезма, включают в себя правящую группу, именовавшуюся в Джучиевом улусе татары (tatar). Однако, возможно что термин татары в те времена использовался и в более широком значении, а именно относился не только к правящим слоям, но и к их подданным. Термин Кыпчак также имел двойное значение, применялся как к непосредственным потомственным кыпчакам, так и ко всему населению кыпчакских степей, включая узбеков. Согласно нашим исследованиям, термин татары изначально означал монгольские и тюркские элементы, прибывшие с востока и составлявшие правящий слой в улусе Джучи, а кыпчаками назывались местные, подчинённые им (татарам), кочевые племена. Термин же тогмак (Togmak) стал общим, объединяющим тех и других. После правления Узбек-хана, термин узбек5 стал означать то, что раньше означал термин татары, а термин кыпчак стал обобщающим, вытеснив термин тогмак. В прочем, и кыпчаки и татары, прибывая с востока в эпоху монголов, смешались с элементами более древних местных цивилизаций, противостоявших племенам кочевников, и стали превращаться в то, что мы назовём Yataq Tatar или Yataq Kipchak. Затем, значение термина татары (Tatar) расширилось, в отличие от термина узбеки (Ozbek), который стал означать кочевую аристократию в узбекской, ногайской, казахской и башкирской племенных конфедерациях (Ozbek, Nogay, Kazak, and Baskurt [confederations]), отделившихся от татарского и кыпчакского сообществ (the Tatar and the Kipchak societies). Однако, хотя слово татары (Tatar) утратило своё прежнее значение, в местных народных наречиях, оно продолжало фигурировать в форме Elin Tatari (татары эля), т.е. аристократия страны (Aristocracy of the Land). Более того, со времён монгольского завоевания, когда торговля оказалась в руках у татарских товариществ* (в английском тексте статьи - фирм - Tatar "Ortaq" firms, согласно Codex Cumanicum, ortaq = нукер (монг.яз.), боевой товарищ)6, в особенности монгольских и уйгурских, слово татар (Tatar) стало означать ещё и купец (торговец). В течение XIV-XV веков, господствующее военно-кочевое объединение татар и кыпчаков улуса Джучи превратилось в узбеков (т.е. стало так называться), остальное же население, не входившее в правящие племена, сформировало следующие образования:
1. Асы (As) - древнее население кыпчакской степи в районе Астрахани и Сарая, казанские булгары (Bulgar-Kazan Turks7) в среднем течении Волги (Idil); Буртасы и мокша - мордва (в исламских и монгольских источниках Мокс - Moks); в Крыму таты* (Tat) и остатки хазар; племена остяков (Istek) - (современные ханты) и Ibir-Sibir (савиры?или сибирские татары?) в Западной Сибири;
** парочка версий и ссылок: ***1) см. http://turkolog.naro...o/bsh/tatar.rtf ... Вряд ли звуковое сходство этнонимов татар и тат является случайным. В эпосе “Идегей” этноним тат иногда даже употребляется как синоним этнонима татар (24, с.244). Издревле татами тюрки-кочевники именовали в Туркестане, а затем и в Закавказье, земледельческое (обыкновенно ираноязычное) население (31). В Крыму татары северных предгорий называли татами население Южного берега, как христианское греко- и тюркоязычное, так и тюркоязычное мусульманское, а жившие в степном Крыму ногайцы называли так не только обитателей Южнобережья, но всех крымских татар (32, с. 149; 30, с. 77-106; 33). ***2) сейчас татами называют себя представители ираноязычной этнической общности Дагестана(12,9 тыс.чел.), Азербайджана(10,2 тыс.чел.), но большая их часть проживает в северо-западном Иране(т.е. иранском Азербайджане - 300 тыс. чел.); есть версия, что таты имеют еврейское происхождение(среди них, наряду шиитским мусульманством и монофиситским христианством, распространён иудаизм), кроме того данные языка кавказских татов свидетельствуют о тюркском влиянии; и ещё, "крымчаки и караимы, являются потомками как раз тех отюреченных и ассимилированных во многом антропологически булгаро-хазарами, древних евреев, жившими на территории Южного Кавказа со времен Ассирийской державы". См.подробнее http://balkaria.naro...toria/evrei.ht)
2. Кыпчаки и башкиры, перешедшие к оседлому образу жизни; те, кто в Уральском регионе были известны под именем Тептер* (дефтер) (Tepter (defter)), то есть переписанные, записанные в книге (регистре).
* Тептяри (самоназв. типтэр), этносословная группа казанских татар, живут преимущественно на северо-западе Приуралья. Основная часть Т. говорит на среднем диалекте татарского языка. Некоторые группы, живущие в плотном окружении башкир, подверглись сильному влиянию башкирского языка или полностью перешли на него. Самоназвание происходит от персидского "дафтар" - тетрадь, заимствованому тюрко-монголами и употреблявшемуся в смысле "список, закон, уложение", а в золотоордынское время - в смысле "тетради для записи податного населения и судебных решений". Т. называли население, включенное в тетрадь (перепись) или проживавшее на основе договора, т.е. законно. (Энциклопедия "Нарды России" БРЭ 1994)
3. некоторые части нынешних казахов и башкир, тогда пребывавшие на обочине политической жизни, проживая по соседству с сибирскими остяками (Istek).
Даже в наши дни вполне возможно различать тюркские племена, занимавшие господствующее и подчинённое положение в Джучиевом улусе: господствовавшие тогда роды (uruks) ныне помнят дастаны (эпический фольклор) об исторических персонажах и традициях степной аристократии, а подчинявшиеся им роды помнят лишь дастаны, связанные с шаманистской мифологией и традициями "charva", и не знают дастанов политического и исторического содержания.
Язык, обычаи и традиции средневековых кыпчаков-узбеков.
(The Language, Customs and Traditions of the Old Kipchak-Ozbek )
Арабские авторы XIV-XV веков (ибн Баттута -Ibn Battuta, ибн Фадл алла аль-Умари-Ibn Fadl allah al-Umari и ибн Арабшах - Ibn Arabshah)8 хорошо описали жизнь, нравы и особенности узбеков и кыпчаков Кыпчакской степи. Согласно ибн Арабшаху, тюрки-узбеки (Ozbek Turks) в Кыпчакской степи славятся своим блистательным языком, их женщины и мужчины не только отличаются красотой, но и являют собой пример аристократического поведения, они не опускаются до мошенничества и лжи, будучи самым благородным народом из всех тюрок. Язык этих узбеков, проживавших тогда от Семиречья (Yedisu) до Крыма, который можно изучать по поэтическим фрагментам и другим памятникам, дошедшим до нас, был в общем-то единым на всём этом пространстве; и его характерные кыпчакские особенности сохранились в языках современных узбеков, казахов, ногайцев (Mangit-Nogay, *мангыт - название (монгольского) племени из которого был родом славный темник Ногай, в XIII веке проживало в нижнем течении Урала). Их образ жизни и обычаи практически одинаковы, подобно тому, как это было у двух других тюркских групп: тюрок-чигилей (Turk-chigil) и туркмен-огузов (Turkmen-Oguz)9. Их письменные исторические труды, фольклор, особенно героический эпос Кыпчакской степи о Чингисе, Джучи и его сыновьях, Едигере ( - Edige = Едигей), Тохтамыше, Нуреддине (Nureddin), Чора-Батыре (chora Batir)10 и Кобланды (Koblandi), их поэтические рассказы, Cirenche chechen recitations (recitations - ?декламация, чтение вслух?), и др., повсеместно совпадают. Мелодии башкир и кочевых узбеков сегодня можно услышать в исполнении ногайцев Крыма и Констанцы (Румыния; Constanza Nogays). Ногайские дастаны (тюркская форма героического эпоса) повторяются слово в слово каракалпаками и казахами Хорезма. Тюрки-кыпчаки, как в старом, так и в новом значении этого слова, не занимались "черной" работой и считали себя хозяевами; они не переходили к земледелию, за исключением случаев крайней необходимости, считая это занятие чуждым духу степной аристократии; и даже во времена тяжелейших экономических кризисов не разрешали своим дочерям выходить замуж за "осёдлых" женихов. Особенно переусердствовали с этим ногаи, в результате чего за время калмыцкой (Kalmak [Mongol]) и русской оккупаций их численность сократилась с сотен тысяч до десятков тысяч. Такие исторические фигуры и эпические герои (по совместительству) как Чингиз, Тохтамыш, Едигэй, Ер Тагин, Урак Мамай и Адил Салтан у них воплощают дух и идеалы степной аристократии. В общей для узбеков старого Джучиева улуса (т.е. для тогдашних узбеков, казахов, мангыт-ногаев и башкир) литературе достанов особенно выделяются следующие элементы этики, моральные качества и характерные особенности: восхваление решимости, способности к поступку; готовность умереть за свою честь; интересы общества и государства превыше всего; способность легко переносить трудности; вера в то, что усилия, затраченные на преодоление препятствий, приведут к успеху; готовность совершать длинные и трудные путешествия; любовь женщин только к мужчинам, обладающим вышеперечисленными качествами; высокое положение в обществе женщин благородного происхождения и матерей. Всё это воспевается в литературе, создававшейся в аристократических слоях древних татар и кыпчаков (old Tatar and Kipchak), т.е. в литературе узбеков (Ozbek). Вот обобщение, как хороших, так и плохих обычаев и привычек древних тюрков (old Turks), которые особенно очевидно и ярко проявляются среди узбеков-кыпчаков (Ozbek-Kipchak): хладнокровие и невозмутимость; неприязнь к тем, кто не умеет сохранять самообладание; умеренность (скромность); мужество; стремление брать на себя ответственность; отчаянное ожесточение в бою и спокойные манеры в мирной обстановке; не убиение военнопленных, а продажа их в рабство; честность, чистота помыслов; их полная искренность, дающая преимущество противнику; умение разжигать мелкие личные и межродовые (uruk- род) конфликты до предела, и продолжать их годами и даже поколениями; способность становится излишне меркантильными под влиянием сложных финансовых обстоятельстах, кульминацией чего выступает продажа членов собственной семьи, а также похищение и продажа посторонних людей. Все эти свойства узбеков (Ozbek) и кыпчаков (Kipchak), отмечались в записках арабских путешественников, начиная с ибн Баттута (Ibn Battuta), со времен хана Узбека (Ozbek Han).
Разделение сообщества узбеков на узбеков, казахов и мангыт-ногаев.
(Division of the Ozbek Society into Ozbek, Kazak, and Mangit-Nogay)
Разделение узбеков (Ozbeks) на узбеков, казахов и мангыт-ногаев (Ozbek, Kazak, Mangit-Nogay) происходило в бассейне Волги (Idil), хотя проживали они (впоследствии) в бассейне Сырдарьи. Сыновья Джучи ханы Батый (Batu) и Берке (Berke) имели влияние на улус Чагатая (chagatay Ulus); большая часть Трансоксании (Transoxiana) подчинялась Золотой Орде (Altin Orda). Хорезм и нижнее течение Сырдарьи, начиная с области города Отрара принадлежали улусу Джучи ещё по первоначальному разделу Монголов. В военной организации улуса Джучи эту область представляли племена под общим названием Sol Kol (Sol Kol tribes); в административном делении она представляла собой Синюю Орду (Gok Orda - голубая орда). В период 1358-61, когда дела в Золотой Орде (Altin Orda), также известной как Белая Орда - Ak Orda, сильно запутались (* "великая замятня" русских источников - целая череда узурпаторов, марионеток и самозванцев на ханском троне, большинство из которых кончили очень плохо), Кийят-беи (the Kiyat beys), командовавшие всеми войсками, отвели племена правого фланга (Sag Kol [Right Flank] tribes) в Крым, , а племена левого фланга (Sol Kol [Left Flank] tribes) к Сырдарье. В это время, поскольку линия Батыя пресеклась, правление перешло, согласно Ясе (традиционному монгольскму законодательству, утвержденному еще Чингис-ханом)11 и закону наследования, потомкам Шибан-хана (Shiban Han - его улусом была Западная Сибирь и северный берег Сырдарьи),* 5-того сына Джучи (Jochi). Многочисленные роды узбеков(Ozbek uruks) из современной области Тургай (Turgay province), что близь Белого озера (Ak Gol), возвели на трон хана Хызыра (Han Hizir), который был потомком Шибана (Shiban). Во время этого правления на первый план вышли роды Найман, Карлук, Уйгур, Конграт и Буйрук (Nayman, Karluk, Uyghur, Kongrat, Boyrek uruks). Однако, власть этого потомка Шибана распространялась лишь на часть конфедерации племён Sol Kol и на твердыню Tura в бассейне реки Тобол в Западной Сибири. Сырдарьинские роды (uruks) объединения Sol Kol возвели на престол Кара-Ногай-хана (Kara Nogay Han), сына Су Баса (Su Bas), потомка Tokay Temur (?Тука-Тимура? сына Джучи), до этого не участвовавшего в правительственных делах. Судя по всему родами (uruks) Sol этого региона были племена Shirin, Barin Kipchak, Argun, Alchin, Katay, Mangit, и Kurlevut, вместе именовавшиеся Yedi San12. Их (Sol Han) базами были города Yenikend (Янгикент), Cend (?Дженд?), Barchinlig Kent, Sabran (?Сауран?), Otrar (Отрар), и, в центре, Siginak (Сыгнак) (* все города, что есть из них на моей карте, находятся в нижнем и среднем течении Сырдарьи). Очевидно, что некоторые из этих родов (uruks) были впоследствии вовлечены в процессы, протекавшие в Трансоксании. В армии Тимура (Temur)13 кыпчаки (Kipchak) и найманы (Nayman - одно из племён монгольского происхождения) играли важные роли. В период правления сыновей Тимура (Temur's sons), узбеки (Ozbeks) стали весьма могущественными (1427), под руководством хана Барака (Barak Han), потомка Тука-Тимура (Tokay Temur - * Барак был внуком Урус-хана, а того, в свою очередь, одни считают потомком Орда-беки, а другие - потомком Тука-Тимура). После убийства Барака в 1429, потомки Шибан-хана (Shiban Han) захватили бассейн Сырдарьи. Соответственно, настоящий центр Джучиева улуса (Белой Орды - Jochi Ulus (Ak Orda)) переместился в Трансоксанию. В то же время мангыты (Mangit), боковая линия потомков Тука-Тимура, обрели серьёзное влияние под руководством бега Едиге (Edige Beg), назначенного Тимуром бегом Золотой Орды (Temur Bek of the Altin Orda). К ним присоединились и другие роды (uruk), и вместе они стали известны под этим названием - мангыт (Mangit) по имени своего главного рода, или ещё как ногаи(Nogay) (вероятно, потому что они возвели на трон Кара-Ногай-хана - Kara Nogay Han). Дальше в этой работе они будут именоваться мангыт-ногаи (Mangit-Nogay). В начале XVI века, Shiban-Ozbek Han (узбекский Мухаммед Шейбани-хан) и подчиняющиеся ему роды (uruks) вторглись в Трансоксанию и Хорезм, и расселились там. В это время, западные области современного Казахстана, равно как башкирские (Baskurt) земли и область Тура (Tura lands) подчинились мангыт-ногаям, став их земельными владениями. Таким образом, мощное мангыт-ногайское сообщество утвердилось как противостоящее узбекам. Сыновья Барак-хана, Гирей и Джанибек (Kirey, Canibek), подчинялись знаменитому Абуль-Хайру (Ebulkhayir) из потомков Шибана. В 1466 году они покинули этого хана и стали казахами (kazak), найдя убежище у потомков Чагатая правивших на востоке (ханов Кашгара (Kashgar) и Семиречья (Yedisu)), подчинили себе некоторые роды (uruks) и с их помощью вернули себе преданность тех родов, которые прежде были их вассалами, но оказались на территории, отошедшей к Шейбанидам (descendants of Shiban). Так, вслед за обществом шейбанидских узбеков (Shiban Ozbek), было создано общество казахских узбеков (Kazak Ozbek). Так из единого узбекского общества (Ozbek society) в течение второй половины XV века возникли 3 могущественные группы. Земли, ранее принадлежавшие ханам Голубой Орды (Gok Orda) и потомкам Тука-Тимура (Tokay Temur) стали территориальным владением ханов Шейбанидов (Shiban Han). А земли Шейбанидов достались ногайским бегам (Nogay princes). Казахи (Kazaks) же получили немного оттуда и немного отсюда плюс ещё кое-что из чагатайских владений. В течение середины XVI века мангыт-ногайские беги (Mangit-Nogay princes) пребывали в Arka (Сары Арка?) и Улутау (Ulu Tav), т.е. в центральной части современного Казахстана; но постепенно увлеклись делами к западу от Волги (Idil) и даже на берегах Азова; и постепенно откочевали в западном направлении. И земли, бывшие недавно предметом всеобщего спора (нижнее течение Сырдарьи, область Arka), опустели. В следствие чего, их заняли казахские ханы, жившие прежде в Таласе и на берегах реки Чу. Во второй половине XVII века ногаи (Nogay), а в первой половине XVIII века и калмыки (Kalmak), пришли в упадок, и казахские ханы остались единственными правителями степей к востоку от реки Урал. Ногаи переселились в Крым и на Северный Кавказ. Казахские ханы, после отделения от Шейбанидских узбеков, стали называть соседние с ними казахские племена казахскими узбеками - Kazak Ozbekleri. В историческом труде Хайдар Мирзы Дуглата (Haydar Mirza Douglat)14, они тоже определяются как - Kazaklar - казахи.
Слово казах и понятие казах.
The Word Kazak and the Concept of Being a Kazak
Сперва словом казах (Kazak) назывались исключительно правители; позднее, это название стало применяться к племенам (tribes), вассально зависимым от них, или государственным образованиям (states), создаваемым ими. До этого времени название казах (Kazak) не относилось даже к племенной конфедерации (tribal confederation), а только к самой госструктуре (state). Вообще-то термин казах (Kazak) был определением человека, который покинул (был изгнан) свой род/семью (family (boydak)) вследствие мятежа, политического по своей природе; иногда эти изгои общества скитались по горам и диким местам без какой-либо защиты и поддержки со стороны родного племени, ожидая счастливой перемены в своей судьбе, зависевшей от политических факторов, а потом возвращались и становились правителями, часто это были юноши, которых намеренно (в воспитательных целях) отделяли от племени, чтобы они обрели навыки выживания, а кое-кто покидал родные места с целью заняться разбоем. Под влиянием тюрок, обычай посылать сыновей в одиночку с оружием был воспринят и русскими(Russians), что отмечено в мусульманских источниках, и называется тюркским словом казак (Kazak) сейчас как и прежде. Политический изгнанник, ставший казахом, терял это звание, как только обретал собственную землю, в результате её захвата, или присоединившись к другой политической фигуре, и тем узаконив своё положение. Позднее он обычно вспоминал период своего казачества как дни молодости, когда он учился действовать самостоятельно и переносить трудности (как, например, вспоминал об этом Тимур, и его сыновья (* т.е. потомки) Ebu Sait Mirza, Хусейн Байкара (Huseyin Baykara), Бабур (Babur Mirza), а из узбеков Шейбани-хан и его последователи). Т.е. человек мог быть (и называться) казахом лишь в определённый период (несколько лет) своей жизни. И в этом смысле термин казах противопоставляется твердому социальному статусу человека. Касым-хан (Kasim Han) и его сын Хакназар (Hak Nazar), потомки Джанибека и Гирея (* Касым-хан, сын Сейидак-хана, сына Джанибека, сына Берди-хана; Хакназар, сын Касым-хана.), которые стали казахами в самом конце XV века, рассматривали своё положение как временное. К концу XVI века (1599) казахские правители покинули область (реки) Чу ("chu'' region) под натиском калмыков (Kalmaks) с северо-востока, и нашли убежище в твердынях Ташкента и его окрестностях. Вплоть до 1723 и очередной перекочевки калмыков (Kalmak rout), они селились в этих областях и пытались приобщить свои степные племена к оседлому сельскому хозяйству. Следуя этой политике - Tug Baglayip - т.е. утверждение официального флага государства, они создали некое подобие административного аппарата и попытались создать государственное устройство (state) - devlet tuzumek, сгруппировав свои войска по сотням - Yuz, и тысячам - Bin. Орда (Orda) – ставка хана была разделена на 3 жуза (сотни) : Старший Жуз (Uluyuz), Средний Жуз (Ortayuz) и Младший Жуз (Kichiyuz). Среди узбеков (Ozbek), термины хан (Han) и калгай (Kalgay) использовались для различия правителей первой и второй очереди наследования; у ногаев (Nogay) подобного рода ранги определялись терминами Bek (бег/бек), Nuradin и Keykubad.
Несмотря на этот раздел ханской орды (Han Orda) на 3 части (по другому ещё называвшиеся Ulugorda (Старшая Орда), Ortaorda (Средняя Орда) и Kichikorda (Младшая Орда)), сохранившийся со времени попытки организовать некие структуры государственного управления, из-за постоянного давления калмыков (Kalmaks), а позже и России (из Сибири), не удавалось создать стабильное правительство и организовать жизнь в строгом соответствии с избранной схемой, так чтобы она охватывала все племена (tribes). Племена, жившие в северо-восточных степях, именовали себя казахами (Kazak) и следовали тому же образу жизни, что и узбекская, или ногайская, аристократия: разводили скот и жили в палатках. Все это, конечно же, ослабляло положение Казахов.
Усиление (рост численности) казахов.
The Growth of Kazaks
Часть степей, населенных узбеками, перешла в собственность ногаев, которые (в свою очередь) подчинились власти казахских ханов. В XVI веке (во времена Saydak (Сайдака) и Yusuf Mirza (Юсуф-мирзы)), мангыт-ногаи только к востоку от Волги (Idil) имели численность около 2 миллионов. Создание державы Тимура (Temur) на востоке и завоевание (турками) Константинополя (Istanbul) и аннексия (турками же) Крыма на западе – эти 2 фактора вынудили племена, жившие по берегам Волги (Idil) выбирать между Бухарой (Трансоксанией) и Румом (Малой Азией). Это не способствовало сплочению племен нижнего течения Волги и Яика (Урала) в единое мощное государство. Когда русские, в 1558 (*завоевание Астраханского ханства Иваном Грозным) вторглись в эти земли, отнимая у племён их стада, и, принуждая их подчиниться таким личностям как Alchi Ismail (Алчи Исмаил), который сотрудничал с русскими, племена рассеялись. Бесконечные набеги калмыков (Kalmak), и их окончательное расселение в междуречье Волги (Idil) и Урала (Yayik) в 1643 году, вынудило существенную часть ногаев с политической и аристократической верхушкой во главе, перекочевать в Крым, а оттуда дальше на запад и на Кавказ. Но подавляющее большинство из 2 миллионов ногаев осталось на восточном берегу Волги. Часть из них потом мигрировала в Хорезм и в бассейн Сырдарьи. По этому поводу можно сказать, что новые племена, прибывшие в Трансоксанию из Кыпчакских степей во времена правления в Бухаре (Абдулазиза) Abdulaziz (1645-1680) и (Супхан-Кулу) SuphanKulu (1680-1702), потомков Астраханских ханов, усилили позиции казахских ханов (Kazak Hans). Подобно им, казахские племена (Kazak tribes), жившие в области Тургай (Turgay) и на Урале (Ural – горы Урал) состояли из родов (tribes), ранее входивших в ногайскую орду (Nogay). В течение второй половины XVI и (всего) XVII века эвакуация тюркских племен из бассейна реки Волги была столь ощутимой, особенно после миграции калмыков на западный берег Волги и (обратно) в Джунгарию, что регион междуречья Волги и Урала оставался почти безлюдным вплоть до XIX века. Казахские племена прибыли сюда в 1801 году под руководством Bukey Han’а из Младшего Жуза (Kichiyuz), и состояли полностью из бывших ногайских родов (Nogay tribes), когда-то там уже живших. В течение третьей четверти XVIII века казахские ханы взяли под свой контроль регион от Волги и Урала (реки - Yayik) на западе вплоть до Джунгарии на востоке, получив на это патенты от русского (Санкт-Петербург) и китайского (Пекин) правительств, полагая эти патенты некими почестями оказанными этими правительствами казахским ханам. Племена, проживавшие на столь обширных пространствах и порознь друг от друга, однако не слишком отличались друг от друга языком и обычаями. Напротив, они сохранили единство языка, обычаев и традиций несмотря на отсутствие письменности, благодаря сильному взаимному смешению племен, происходившему во времена калмыкских набегов, а затем и внутриказахских ханских усобиц, когда племена и роды мигрировали из региона в регион, то с запада на восток, то обратно – с востока на запад. Появление общих героических персонажей (эпоса) – вследствие всеобщей борьбы с калмыками за степи, в результате больших собраний народа (например, свадебные церемонии ханов и беев (Beys), и пиры - as или Yog15 (поминальные – ?yog – нет, отсутствие?) церемонии), на которых обычно имели место поэтические состязания , в которых принимали участие представители всех казахских племён, поэзия, которую они читали вслух – всё это способствовало сохранению традиций и обычаев. Ныне на всём степном пространстве от Джунгарии до Волги у казахов один и тот же язык. Однако, долгое отсутствие единой власти верховного хана; неучастие в больших политических событиях эпохи вследствие географической удалённости от мировой политической жизни; их погружение во внунтриплеменную политику и жизнь в духе Kazaklik (*термин можно коряво, но близко по смыслу, интерпретировать как Казахскость) – всё это сильно повлияло на этих тюрок. В общем, в политической и интеллектуальной жизни Kazaklik, освященный временем, и по сей день почитается за добродетель. Но негативным* аспектом Kazaklik является то, что он привёл к заметному отличию казахов от соседних тюркских народов. С другой стороны, не подверженные влиянию древней культуры, казахи лучше и быстрее усваивают современные научные методы и идеи, быстрее соседних, более культурных, тюркских народов.
* О политических воззрениях З.В.Тогана есть кое-что (на русском языке) на http://www.bashedu.r...vvv/validov.htm и (на английском) довольно много на http://www.spongobongo.com/zy9857.htm и на http://www.ukans.edu...ent/togan.html)
Казахские племена и их подразделения (* как правило, словом племя я переводил английское tribe, а тюркское uruk – словом род, более мелкое относительно племени подразделение, uruk состоит из oymak’ов, а те состоят из aris‘ов, состоящих из soy, далее следует tire. Названия всех этих родов я не рискнул перекладывать в кириллицу (за исключением наиболее крупных подразделений - uruk, а также некоторый oymak'ов и aris'ов - для чего я воспользовался сведениями с http://www.history.kz/ru.php, эти кириллические написания выделены, в скобках за ними оставлены написания З.В.Тогана):
Старший Жуз (Uluyuz) включал 11родов (uruks):
Дулат (Duvlat) (его оймаки (oymak): Ботбай (Buptay), Шымыр (Cimir), Сикым (Siyqim), Жаныс (Canis)),
Албан (Adban), Суан (Suvan), Шапрашты (Chaprasti), Ысты (Esti), Ошакты (Ochakti), Сарыуйсын (Sari Uysun), Жалаир (Calayir), Канглы (Qangli), Шанышкылы (Chanchkili) и Сиргелы (Sirgeli).
Согласно старым расчётам, общее население Старшего Жуза (Uluyuz) - 460,000. Они живут в Семиречье (Yedisu) и в области (provinces) Сырдарьи.
Средний Жуз (Ortayuz) имеет 5 родов (uruks): Керей (Girey), Найман (Nayman), Аргын (Argin), Кыпчак (Qipchaq) и Конрат (Qongrat).
Керей (Girey) имеет 2 оймака (oymaks):
Уак Керей (Uvak Girey) (aris: Cantiqay, Cadik, chiruchi, Iteli, Qaraqas, Mulgu, chobar-Aygir, Merket, It- Imgen, Cas-Taban, Sarbas, chi-Moyun) и Кара-Керей (Qara-Girey) (aris: Morun [soy Bayis Morun, Siban, Qurdcay, Tuma и Baysiyiq Semiz Nayman, Bulatchi, Toqpaq] и Bay-Ciket [soy Cumuq и Tugas]).
Кереи (Girey) живут на Чёрном Иртыше (Kara Irtis), Иртыше (Irtis), в речных бассейнах Obagan (Абокан), Kisma Isim (Ишим) и Oy (Обь?).
Племя Найман (Nayman) состоит из 12 оймаков (oymaks):
Aqbora (Бура?), Bulatchi, Ters Tamgali, Tortovul, Kokcarli, Ergenekti, Semiz, Баганалы (Baganali), Садыр (Sadir), Матай (Matay), Sari Cumart, Qazay, Балталы (Baltali).
Найманы жили в районах Улатау (Ulutav), озера Балхаш (Balkas) и хребта Тарбагатай (Tarbagatay). Согласно старым расчётам их общая численность - 500,000.
Из этой линии оймак (oymak) Баганалы (Baganali) имеет 3 aris’а:
Toqbulat(soy Ciriq, Ibiske, Qizil Taz, Qara Bala, Sari Sargaldaq);
Sustan(soy: Boydali, Bes Bala);
Aq Taz(soy Teney, Baliqchi, Qarmaqchi, Seyid [tire: Bay Emet, churtay ara Ataliq, Mamay, Babas, Bulatchi Nayman, Cumuq, Calman, Badana]).
Племя Аргын (Argin) подразделяется на 3 больших оймака (oymak):
Mumin (aris: Bigendik, chigendik [soy: Atigay, Bagis, Qancagali, Tobuqti, Qaravul, Sari, chaqchaq Tuman, Amancul, Kuchey, Baqay, Cuzey, Aq Nazar, Tenet, Qarabas, Qalqaman, Bay Emet, Qochkar, Cetim], Madyar, Tolek);
Quvandiq(aris: Altay, Qarpiq, Temes, Agis, Qalqaman, Aydabul);
Soyunduk (aris: Qurucas, Quzgan, Qusqal, Toki);
кроме того, есть ещё независимый Qara Qisek aris (включающий soy Tortovul, Taraqti).
Согласно старым расчётам, племя Аргын(Argin) насчитывает - 89,000. Они живут в бассейнах рек Иртыш, Ишым и Тобол.
Племя Конрат (Qongrat) подразделяется на 2 больших оймака (oymak):
Koktin Ogli и Kutenci (aris: Cemtimler, Mangitay, Qara Kose, Quyusqansiz, Teney, Toqbulat, Baylar-Cancar, Busman). Qongrat’ы живут в бассейне Сырдарьи.
Племя Кыпчак (Qipchaq) имеет 4 большие оймака (oymak): Kok Murun, Kuldenen, Buchay, Qara Baliq.
Кыпчаки (Qipchaq) состоят из многочисленных aris, soy и tire. Они живут в большинстве своём в бассейнах рек Oy, Tobol, Turgay.
Младший Жуз (Kichi Yuz) состоит из 3 племён (tribes):
Alimoglu (в казахском произношении - Алим-улы (Elimolu)), Bayoglu (казахское произношение Байулы (Bayoli)), Yedi Urug ((букв.7 родов) - казахское произношение Жетыру (Ceti-ru)).
Aris’ами Алим-улы (Alimoglu) являются
Карасакал (Qarasaqal) (soy: chunqara [tire: Qangildi, Kutkulech, Sekerbay, Batan, Car Boldi], Saribas [tire: Baqti-Berdi, Bavbek, Nazim], Busurman [tire: Nogay, Gasikur, Cekey], Tortqara [tire: Turum ara: chavdar, Aviqman, Qachan, Toguz Seksen, Toqman ara: Saqal, Can-Keldi, Sekerbay, Kutkulech, Khan Geldi, Qasim ara: Ayit, Seksek, Madi, Baqcan, Appaq ara: Qara-Kese, Ak-Bes, Batan]),
Каракесек (Qara-Kisek), Kite, Торткара (Tort-Qara), Шемекей (chumekey), Шекты (chekli), Qazan-Taban, Istek, Bayis, Esen Geldi, Cakev.
Aris’ами Байулы (Bayoglu) являются
Адай (Aday) (soy: Baliqchi, Aqman, Tubus[tire: Zarubay, chunqay, Bavbek, Tabunay, chikem, Bebkey], Mugal[tire: chavlay, chekuy], chibeney[tire: Cumart, chelim], Qonaq [tire: Urus, Toq-Sara], Qosay, Tukuchey);
Жаппас (Cappas) (soy: Kineki, Kirman, Sumruq, Andarchay, Qoldiqay, Qara-Koz, Qalqaman),
Алаша (Alacha),
Байбакты (Baybaqti) (soy: Qanq [tire: Kuli Sunduq, Bavbek, Aliz], El-Teke, Bataq [tire: chabachi, Qolchiq, Sagay, Cavgati, Tuqabay, Buganay, Kochmen, Itemke]),
Маскар (Masqar) (soy: Qutluch-Atam, Babanazar, Masaq),
Берш (Beris), (soy: Sibaq, Nogay, Qayli-Qach, Can-Mirza [tire: Toqman, Bes-Qasqay] Isiq),
Таз (Tazlar), Isen-Temir,
Черкеш (chirkes) (soy: Kusun [tire: Samay, Umurzaq, Utegen, Ulcabay], Cavqachiq, Qis- Kistek, Kuyus, Ilmen),
Тана (Tana), Кызылкурт (Qizil-Kurt) (soy: El-chula, Subi), Ссык (Seyikhlar), Алтын (Altun), (soy: Calabaq, Aydurgay, Sagay).
Aris’ы Жетыру (Yedi Uruk) это: Табын (Tabin), Тама (Tama), Кердери (Kirderi) (soy: Yabagu), Жагалбайлы (Cagalbayli), Керейт (Kireyit), Телеу (Tilev), Рамадан (Ramazan).
Из этих племён (tribes), Алим-улы (Elimolu) живёт на Урале (the Ural province), вдоль нижнего течения Сырдарьи, к юго-востоку от Аральского моря, в восточной части Хорезма и в восточной части Бухары; племя (tribe) Байулы (Bayolu) живёт в Bokey Orda, на Урале (Ural province), Мангышлаке, и по всему плато Устюрт. Жетыру (Yedi Uruklar), в свою очередь, живут на Урале и Туграе (Ural and Turgay provinces). По старым подсчётам, население Младшего Жуза (Kichi Yuz) примерно 800,000.
Узбеки(Ozbekler).
Появление узбекских племен в Трансоксании
(The Ozbek Tribes Arriving in Transoxiana)
Современные узбеки прибыли в Трансоксанию и Хорезм из Джучиева улуса со всей организацией и институтами, наличествовавшими у шейбанидских узбеков (Shiban Ozbeks). Фактически, иерархия (orun) которую образовывали племена в правительстве, была той же самой. Узбеки, сменив Тимуридов у власти, заменили и их госструктуры своими собственными. Вместе с узбеками пришли и элементы, близкие к дворцовым кругам (Ich Eli) Золотой Орды (Altin Orda), которые можно охарактеризовать как вполне цивилизованные. Более того, следуя терминологии хрониста (chronicler) Otemis Haci,* Шейбаниды, пришедшие в Трансоксанию, включали в себя правящие элементы старого "Узбекского эля" (Ozbek Eli) (т.е. Золотой Орды), "знаменитой области Тура (Tura), называемой также Селения Мангытов (Mangit Villages)", т.е. западно-сибирской области Тура (Tura), где существовал оседлый улус мангытов (Mangit ulus) – область Тургай (Turgay Province), с центром в районе современного Ak-Gol (озера Белое) - chalkar-Gol, где также правили потомки Шибана. В своё время этими территориями правил Абульхайр-хан, отнявший области Тура и Башкурт ("Tura and Baskurt" regions) у представителей другой ветви Шейбанидов, представленной западно-сибирским ханом Мамутеком (Mahmudek). Затем Абульхайр обладел нижним течением Сырдарьи, в 1431, и Хорезмом. Абульхайр следовал той политике, что в деле управления следует опираться на южные и северные земледельческие оседлые области улуса Джучи. Хусейн Хорезми (Huseyin Khorezmi), великий учёный своего времени, написал на тюркском языке поэму, восхваляющую этого правителя, под названием "Kaside-i Burde", и приложил её к одной из своих научных работ. Другой ученый, по имени Mesut Kohistani, написал на персидском языке историческое жизнеописание Абульхайра. В течение XVI века значительная часть узбеков расселилась по селам и занялась земледелием в бассейне реки Зеравшан и в Хорезме. Возможно, они как раз представляли элементы, прибывшие из Сырдарьинского региона и Туры (Tura), где переход к оседлости уже достаточно продвинулся.
Shiban Han (Мухаммед Шейбани-хан) был правителем, привыкшим кочевать по пространству между Сырдарьёй и Астраханью. Shibanli Mehdi и Hamza Sultan, прибывшие в Трансоксанию до него, были сыновьями Бахтияр-султана (Bahtiyar Sultan), правителя оседлых областей, крепостей (strongholds), и замков (castles) области Тура (Tura province). Считается, что они со своими узбеками прибыли туда (в Трансоксанию) в эпоху поздних Тимуридов. Теперь рассмотрим племенную организацию: узбеки (Ozbek) повсеместно именуются "doksan iki boy Ozbek" [узбеки 92 племен]. Здесь boy означает племя. Для башкир (Baskurt), используется термин Башкиры 12 племен (Twelve Tribe Baskurt). У узбеков существует генеалогия, где все эти 92 племени названы поименно. Между современной версией этой генеалогии и версиями, имеющимся в копиях манускриптов XVI-XVII веков, есть некоторые различия (см.например, опубликованные версии Akhund Kurbanali, Khanikov, и Sheykh Suleyman). Нет никаких сомнений, что эта генеалогия перечисляет названия племен эпохи Золотой Орды (Altin Orda), т.е. до отделения мангыт-ногаев и казахов. Вот эти племена:
Min (минг), Yuz (йуз), Qirq (кырк), Ungechit, Calayir (джалаир), Saray (сарай), On (онг), Qonrat (конгурат), Alchin (алчин), Nayman (найман - *в эпоху Чингис-хана так называлось одно из западно-монгольских племён, впрочем, многие найманские имена из Сокровенного Сказания имеют явно тюркское происхождение, и это многих приводит к мысли о том, что они были скорее тюрками или же сильно тюркизованными монголами), Argin (аргун), Qipchaq (кыпчак), chichak, Qalmaq (калмак), Uyrat, Qarliq, Turgavut, Burlas, Buslaq, chemerchin, Qatagan (каттаган), Kilechi, Kineges, Boyrek, Qiyat (кият), Bozay, Qatay (Khitay - *китай(катай), вероятно потомки каракитаев, ушедшего на запад ответвления киданей), Qanli, Ozce Buluci (?), Topchi (?), Upulachi, Culun, Cit, Cuyut, Salcavut, Bayavut (байаут), Otarchi, Arlat (арлат), Kireyit (кереит), Unqut (онгут), Mangit (мангыт), Qangit, Oymavut (уймаут), Qachat, Merkit (меркит), Borqut (буркут), Quralas, Qarlap, Ilaci (илачи), Gulegen(?), Qisliq (кышлык), Oglan (оглан), Kudey, Turkmen (туркмен), Durmen (дурмен), Tabin (табын), Tama (тама), Mechet, Kirderi, Ramadan (рамадан), Mumun, Aday, Tuqsaba, Qirgiz (кыргыз), Uyruci, Coyrat, Bozaci, Oysun, Corga, Batas, Qoysun, Suldiz (сулдуз), Tumay (тубай), Tatar (татар), Tilev (тилау), Qayan, Sirin (ширин), Kurlevut, chilkes (чилкас), Uygur (уйгур), Yabu (=Yabaqu - ябу), Agir (Agiran), Buzan, Buzaq, Muyten, Macar, Qocaliq, choran (шуран), churchut, Barin(=Behrin), Mogul, Nokus [Nukus] (никуз).
*** По поводу происхождения узбекских племен и родов в сети можно (если есть Acrobat Reader) еще можно почитать http://ula.uzsci.net.../folk_as_is.pdf - А.Каюмов "Узбекские племена и роды"
33 из этих названий племен являются монгольскими, большинство остальных совпадают с названиями известных тюркских племен Джучиева улуса, происхождение остальных ныне нам неизвестно. Такие племена (tribes) как Barlas (* Тимур был родом из него) и Kavchin, проживавшие в Трансоксании ещё до вторжения узбеков, но позднее присоединившиеся к ним, в этих списках не упоминаются. Из названных 92 племен, примерно 45 входят в состав современных узбеков. Вышеупомянутые монгольские племена конечно же происходят от подразделений монголов посланных когда-то (в период монгольского нашествия) в улус Джучи. Большинство из этих племён с монгольскими названиями ныне пребывают в Трансоксании и Хорезме. Очевидно, что эта генеалогия, которая традиционно передавалась из поколения в поколение, отражает веру её обладателей, узбеков Трансоксании и Хорезма, в то что они являются потомками этих племен, и потому полностью представляют те силы, которые когда-то создали Золотую Орду, а затем перенесли эту структуру с собой в Трансоксанию (Transoxiana). Современное подразделение этих племен таково:
(1) племя (tribe) Qongrat: Состоит из 5 oymak’ов. Первый оймак Qancagali, состоящий из следующих aris’ов: Orus, Qara-Qursak, cholik, Quyan, Quldavli, Miltek, Kur-Tugi, Gele, Top-Qara, Qara-Boz, Nogay, Bilgelik, Dostelik. Второй oymak, из 9 aris’ов: Aq-Tana, Qara, churan, Turkmen, Qavuk, Bes-Bala, Qarakalpaq, Qacay, Khoca- Bece. Третий oymak, Qostamgali, тоже из 9 aris’ов: Kul-Abi, Barmaq, Kuce-Khur, Kol-chuburgan, Qarakalpaq, Qostamgali, Seferbiz, Dilberi, Cachaqli. Четвертый, Qostamgali oymak, 7 aris: Tartugli, Agamayli, Isigali, Qazancili, Uyukli, Bukechli, Qaygali. Пятый, Qir oymak, 5 aris: Guzili, Kusevli, Ters, Baliqli, Quba. Все эти ветви (рода) Kongrat uruk проживают в дельте Амударьи, в провинциях Khuzar (Ghuzar) Бухары(Bukhara), Sirabad, Qurgan-Tepe. Они в значительной степени сохранили кочевые традиции в Бухаре. Теперь о племенах расселившихся в Хорезме;
(2) племя (tribe) Nayman. 3 oymak’а: Qostamgali, Uvaqtamgali, Sadir. Они живут в Хорезме и Самарканде;
(3) Kineges, состоит из 5 oymak’ов: Qayrasali, Taraqli, Achamayli, chikhut, Abaqli. Живут в Шахрисабсе (Shehrisebz – исторически Кеш) и Хиве (Khiva);
(4) племя Mangit, состоит из 3 oymak’ов: Toq-Mangit, Aq-Mangit, Qara- Mangit. Живут в Хиве (Khiva) и Qarsi (Карши);
(5) племя Tuyaqli, проживающее в Самарканде и Kette-Qurgan;
(6) Muyten, проживающее в Самарканде и Kette-Qurgan;
(7) Saray, проживающее на границах областей Shehrisebz-Yekke-Bag;
(8) Barin, проживающее в Фергане и тумене (tumen) Kette-Kurgan;
(9) Khitay и (10) Qipchak: Эти 2 племени образуют наиболее важные сегменты в Самарканде и Kette-Kurgan’е. Также много их в Хиве и Фергане;
(11) Минг (Min), проживающие в Самарканде, Penchkent (Пенджикенте), Jizzakh (Джиззаке), и в Фергане;
(12) племя Uch Uruk (букв.3 рода): Misit, Tama, Yabu. Они живут в окрестностях бухарского Ziyaeddin’а;
(13) Burqut, живут вдоль границ chilek и Kermine;
(14) Arlat, живут в Qara-Kol;
(15) Qangli (канглы), проживающее по границе с туменом Джиззак (Jizzakh tumen);
(16) Qirk, Yuz, Min: живут в тумене Джиззак (Jizzakh tumen);
(17) Batas, живут в окрестностях Qarsi, Ghuzar;
(18) Qaraqalpak (караколпаки), состоят из 5 oymak’ов: Qara-Qoylu, Qara-Singir, Oymavut, Istek, Achamayli, и живут в дельте Амударьи и к северу от Самарканда, в Ak-Tepe (белые холмы).
Из всех узбеков лучше других сохранили свои древние наречия и традиции племена, проживающие в тумене Джиззак (Jizzakh tumen) (Qirq, Qangli, Saliq, Turk, Turkmen, Nayman, Mangit, Qitay-Yuz, Solaqli, Tuyaqli, Alacha, Burqut, Sirkeli, Baymaqli, Calayir, Qirgiz, Yuz, Quyan-Tuyaqli, Parcha-Yuz, Qarapcha, Quschi, Oraqli, Toqcari, Qostamgali, Saray, Qancagali). Однако их численность невелика. В восточной части области Бухары есть племена ведущие кочевую жизнь, в окрестностях Душанбе (Dushanbe), кочуют племена Laqay, Marqa Kichi Yuz, а в окрестностях Feyzabad’а, племя Qarliq.
Что касается узбекских племен Афганского Туркестана, нам известен лишь список, составленный ещё в начале XIX века индийским Мир Иззатуллой (Indian Mir Izzetullah). Согласно нему, там проживают следующие племена:
в Serpul около Sibirgan, Achamayli oymak племени (tribe) Min ; по соседству с ними, в Sayyad, Achamayli и Qazayagi племени Min; в Sencayrek, род (uruk) Qipchak; в Kunduz, только (племя) Qatagan; в окрестностях Балха (Balkh) роды (uruks) Saray и Moyten. В Eskemis, что в Бадахшане (Badakshan), оймаки (oymak) Burge и Timis из племени Qatagan. В Narin (?Нарыне) род (uruk) chagatay. Mir Izetullah также сообщает об оймаках (oymak) родов (uruk) Moyten и Qatagan: Moyten состоит из 7 оймаков (oymak): Tilikhane, Germsili, Qazayaqli, chagar, Sum, Aqsayiq, chuchen. Род (uruk) Qatagan имеет 3 oymak’а: Bes-Qaban, Salcavut, Tort-Ata. Bes-Qaban имеет 5 aris’ов: Laqqa (=Laqay), Yangi-Qatagan, Kesmever, Qayan, Manas. Aris Kesmever имеет 4 tire: Aq-Taglik, Endicani, Qalasi, Bomin. Aris ``Manas'' имеет 3 tire: Temis, Sar-Bagis, Burge. Оймак (oymak) Tort-Ata (букв. 4 отца) имеет 4 aris’а: Sariq-Qatagan, churaq, Bassiz, Mardad. Aris churaq имеет 2 tire: Qiz Atizi, Solen. Aris Mardad имеет 3 tire: Uchata, Bozan, Cutuduq.
Среди узбекских племен (tribes) есть племена, именуемые Bekzad. В прошлом они играли активную роль в управлении страной и в армии, они исполняли церемонию возведения хана на трон. Среди них можно выделит:
хивинские племена Qiyat-Qongrat, Uygur-Nayman, Qangli-Qipchak, Nukus- Mangit;
в Бухаре, времен правления Шейбанидов (descendants of Shiban), племена (tribes) Quschu, Nayman, Qarluq, и Boyrek; времен правления мангытов (Mangit) (согласно Радлову) были хорошо известны роды (uruk) Min, Arlat, Barin, Batas.
Племя Qatagan также считается Bekzad.
Роды (uruks): Tuyaqli, Moyten, Khitay (Qatay), Mangit; и большинство Qongrat’ов Бухары были в числе наиболее поздно прибывших из Кыпчакской степи (Desht-i Kipchak). Прежде они были, как и многие казахи, позднее прибывшие в Трансоксанию, членами конфедерации Мангыт-Ногаев (Mangit-Nogay confederation).

Сообщение отредактировал UNIVERSAL: 15 August 2010 - 12:17

  • 0

Жизнь без мусора.Мир без насилия.Любовь без измен!7935095e8bfb.gifЛуч света здесь-энциклопедия

ImKfX.png


#2
Гость_Тот ли_*

Гость_Тот ли_*
  • Гости
  • На счете: тугриков
Многа букв.
  • 0

#3
UNIVERSAL

UNIVERSAL

    Человек не то, чем он хочет быть, но то, чем он не может не быть

  • Автор Темы
  • Тысячник
  • PipPipPipPipPipPipPipPip
  • 2529 сообщений
3178 - Репутация
  • На счете:1198 тугриков

Многа букв.

Да историю приходиться изучать,одним предложением не познать
  • 0

Жизнь без мусора.Мир без насилия.Любовь без измен!7935095e8bfb.gifЛуч света здесь-энциклопедия

ImKfX.png


#4
Гость_Тот ли_*

Гость_Тот ли_*
  • Гости
  • На счете: тугриков

Да историю приходиться изучать,одним предложением не познать

Сложно для визуального восприятия.
Напиши от себя. С абзацами, пробелами и без латиницы.
  • 4

#5
ведмедь

ведмедь

    Десятитысячник

  • Модераторы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 13706 сообщений
44642 - Репутация
  • На счете:23452 тугриков
уйгур-найман, странноватое сочетание
  • 0
злоэ модырь!
Дооооо (ц) д-р Бегемот
Все доведенное до совершенства прекрасно (ц) Азиль

#6
Гость_Тот ли_*

Гость_Тот ли_*
  • Гости
  • На счете: тугриков

уйгур-найман, странноватое сочетание

гланге штоп дунганская лапша вкуснай палучилась
  • 4

#7
ведмедь

ведмедь

    Десятитысячник

  • Модераторы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 13706 сообщений
44642 - Репутация
  • На счете:23452 тугриков
кстать колена Байбакты указаны тут неверно, про другие рода не знаю
  • 1
злоэ модырь!
Дооооо (ц) д-р Бегемот
Все доведенное до совершенства прекрасно (ц) Азиль

#8
ведмедь

ведмедь

    Десятитысячник

  • Модераторы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 13706 сообщений
44642 - Репутация
  • На счете:23452 тугриков

гланге штоп дунганская лапша вкуснай палучилась

дык дунгане - не тюрки, и поэтаму на лапше это не отразилось
  • 2
злоэ модырь!
Дооооо (ц) д-р Бегемот
Все доведенное до совершенства прекрасно (ц) Азиль

#9
Гость_Тот ли_*

Гость_Тот ли_*
  • Гости
  • На счете: тугриков
Сразу понял, што, штото в них не так.
  • 0

#10
Гость_Тот ли_*

Гость_Тот ли_*
  • Гости
  • На счете: тугриков

Очевидно, что эта генеалогия, которая традиционно передавалась из поколения в поколение, отражает веру её обладателей, узбеков Трансоксании и Хорезма, в то что они являются потомками этих племен, и потому полностью представляют те силы, которые когда-то создали Золотую Орду, а затем перенесли эту структуру с собой в Трансоксанию (Transoxiana).


Что это за трансоксания, чот я не курсе.
Просветите.
  • 2

#11
ведмедь

ведмедь

    Десятитысячник

  • Модераторы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 13706 сообщений
44642 - Репутация
  • На счете:23452 тугриков

Что это за трансоксания, чот я не курсе.
Просветите.

древнегреческий термин, означала земли за каспием
  • 2
злоэ модырь!
Дооооо (ц) д-р Бегемот
Все доведенное до совершенства прекрасно (ц) Азиль

#12
Гость_Тот ли_*

Гость_Тот ли_*
  • Гости
  • На счете: тугриков
А Дешт-и-Кипчак, што зха месность?
  • 0

#13
ведмедь

ведмедь

    Десятитысячник

  • Модераторы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 13706 сообщений
44642 - Репутация
  • На счете:23452 тугриков

А Дешт-и-Кипчак, што зха месность?

степь от Дона до Енисея
  • 2
злоэ модырь!
Дооооо (ц) д-р Бегемот
Все доведенное до совершенства прекрасно (ц) Азиль

#14
sailor

sailor

    Двухтысячник

  • Тысячник
  • PipPipPipPipPipPipPipPip
  • 3653 сообщений
8079 - Репутация
  • На счете:3173 тугриков

степь от Дона до Енисея

нехилая степь получается.
  • 1

#15
ведмедь

ведмедь

    Десятитысячник

  • Модераторы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 13706 сообщений
44642 - Репутация
  • На счете:23452 тугриков

нехилая степь получается.

уж какая была )))
  • 0
злоэ модырь!
Дооооо (ц) д-р Бегемот
Все доведенное до совершенства прекрасно (ц) Азиль

#16
sailor

sailor

    Двухтысячник

  • Тысячник
  • PipPipPipPipPipPipPipPip
  • 3653 сообщений
8079 - Репутация
  • На счете:3173 тугриков
эх, была не была. :D

Сообщение отредактировал sailor: 15 August 2010 - 13:21

  • 0

#17
Архидемус

Архидемус

    Двухтысячник

  • Тысячник
  • PipPipPipPipPipPipPipPip
  • 2143 сообщений
1367 - Репутация
  • На счете:-73 тугриков
Много букв...
А вообще если посмотреть на казахов, то внешне они так сильно отличаются дру от друга, что кажется название дали ссылаясь на территориальный признак, а не по внешности и культуре...
  • 1
Когда чудеса становятся бредом, разум превращается в безумие.

#18
OMEN III

OMEN III

    Ниипите мне моск

  • Пятитысячник
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 6783 сообщений
24940 - Репутация
  • На счете:-200 тугриков

Много букв...
А вообще если посмотреть на казахов, то внешне они так сильно отличаются дру от друга, что кажется название дали ссылаясь на территориальный признак, а не по внешности и культуре...

скорее да
  • 0

#19
OMEN III

OMEN III

    Ниипите мне моск

  • Пятитысячник
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 6783 сообщений
24940 - Репутация
  • На счете:-200 тугриков

Сперва словом казах (Kazak) назывались исключительно правители; позднее, это название стало применяться к племенам (tribes), вассально зависимым от них, или государственным образованиям (states), создаваемым ими. До этого времени название казах (Kazak) не относилось даже к племенной конфедерации (tribal confederation), а только к самой госструктуре (state). Вообще-то термин казах (Kazak) был определением человека, который покинул (был изгнан) свой род/семью (family (boydak)) вследствие мятежа, политического по своей природе; иногда эти изгои общества скитались по горам и диким местам без какой-либо защиты и поддержки со стороны родного племени, ожидая счастливой перемены в своей судьбе, зависевшей от политических факторов, а потом возвращались и становились правителями, часто это были юноши, которых намеренно (в воспитательных целях) отделяли от племени, чтобы они обрели навыки выживания, а кое-кто покидал родные места с целью заняться разбоем. Под влиянием тюрок, обычай посылать сыновей в одиночку с оружием был воспринят и русскими(Russians), что отмечено в мусульманских источниках, и называется тюркским словом казак (Kazak) сейчас как и прежде. Политический изгнанник, ставший казахом, терял это звание, как только обретал собственную землю, в результате её захвата, или присоединившись к другой политической фигуре, и тем узаконив своё положение. Позднее он обычно вспоминал период своего казачества как дни молодости, когда он учился действовать самостоятельно и переносить трудности (как, например, вспоминал об этом Тимур, и его сыновья (* т.е. потомки) Ebu Sait Mirza, Хусейн Байкара (Huseyin Baykara), Бабур (Babur Mirza), а из узбеков Шейбани-хан и его последователи). Т.е. человек мог быть (и называться) казахом лишь в определённый период (несколько лет) своей жизни. И в этом смысле термин казах противопоставляется твердому социальному статусу человека.


не понял
  • 1

#20
Архидемус

Архидемус

    Двухтысячник

  • Тысячник
  • PipPipPipPipPipPipPipPip
  • 2143 сообщений
1367 - Репутация
  • На счете:-73 тугриков

не понял

Это не истина в первом источнике, а всего лишь одна из 1000 статей одного из 1000 историков...
  • 1
Когда чудеса становятся бредом, разум превращается в безумие.




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых