В XVI веке Англия была небольшой, внешне типичной аграрной страной с населением 3-3,5 млн. Человек (в 4 раза меньше, чем во Франции), в том числе лишь 20% городского. Городская цеховая промышленность была развита слабее, чем на континенте, а торговый флот намного уступал голландскому . Но именно XVI век стал началом резкого подъёма экономики, благодаря которому Англия через три столетия стала промышленным гегемоном мира. Это объясняется, в первую очередь, мощным развитием суконных мануфактур. Если в XIII-XIV вв. английская сырая шерсть вывозилась для обработки на континент, то с XV века производство сукна и шерстяных тканей развивается внутри страны. В 16 веке в шерстяной промышленности оказалась занятой чуть ли не половина английского населения. В середине 14 века из Англии ежегодно вывозилось около 30 тыс. Мешков сырой шерсти, а через 200 лет - только 5-6 тыс. мешков, но за это же время английского готового сукна возрос с пяти до 122 тыс. кусков. Производство сукна охватило сначала сельские местности, свободные от цехового режима - в этом и заключался секрет «деревенского вида» Англии.
Спрос на шерсть повышался, и разведение овец стало чрезвычайно прибыльным делом. Но для расширения пастбищ требовалось освободить земли от мелких крестьянских хозяйств, огородив новые пастбища частоколами, рвами, изгородями. Этот процесс обезземеливания крестьян получил название «огораживания». Бывшие крестьяне, лишившись средств к существованию, вынуждены были наниматься на предприятия.
Накопление крупнейших денежных сумм не обходилось без насилия - грабежа, работорговли, пиратства. В начале XVII века англичане путём военным добились монополии на поставку рабов из Африки и за полстолетия вывезли в Америку около 3 млн. человек. В метрополии доходы от работорговли и морского разбоя превращались в капитал - закупалось сырьё, оборудование, нанимались рабочие.
Государство, постоянно нуждавшееся в средствах на войну, занимало деньги у английских купцов под высокие проценты. Государственный долг оплачивался налогоплательщиками, но проценты получали купцы, открывшие на эти средства предприятия. Кроме того, Англия в XVI-XVII вв. ввела высокие пошлины на импорт готовых изделий. Такой протекционизм позволял предпринимателям удерживать высокие цены на свои товары. В результате к концу XVIII века в Англии накопилось огромное по тем временам богатство - около одного миллиона фунтов благородных металлов.
Вот тирания или благостность? Прямо идиллическая картинка "либеральной " страны.
Да, именно либеральная Англия стала "мастерской мира", а тирании остались на задворках истории. А население грабилось и мордовалось в тираниях типа самодержавной России или феодальной Испании, не меньше чем в Англии. Инна, зачем вы тут выкладываете общеизвестные вещи? И никакой благостности, конечно, нет и быть не может. Благостности нет ни при тирании, ни при демократии. Выбор между тиранией и демократией - это выбор меньшего из зол.
Сообщение отредактировал бини: 23 April 2010 - 16:48