Домофон: массовая афера. Налоговики безразличны, «АЛСЕКО» потакает
Новая инициатива домофонщиков по установке камер видеонаблюдения в многоквартирных домах — незаконна. И более того, принуждение пожизненно покупать ненужную услугу, сродни вымогательству. А это уже статья в Уголовном кодексе.
Ежемесячные сборы за пользование домофонами – незаконны, понимают это все, платить отказываются единицы. Сейчас домофонщики активно внедряют новую «вечную» услугу – видеонаблюдение в подъездах.
Халява, сэр!?
Противостоять навязыванию дополнительных платных услуг непросто. Организаторы нововведения, демонстрируют отменное знание массовой психологии, проверенное несколько лет назад при установке домофонов. Они прекрасно знают, что наши люди за возможность самостоятельного выбора платить пока не могут: одни – потому что нет лишних денег, другие – потому что не привыкли. А тут нечаянная радость: со скидкой устанавливают железную дверь с домофоном. Для продвижения находится один «старший по дому» — заинтересованный из числа жителей подъезда, которому делают еще одну дополнительную скидку от 50 до 100%. И все, дело сделано. Те, кто не согласен с установкой, получают один ключ бесплатно, но когда приходят гости, бегает вниз открывать дверь. Оповещение о гостях производится через сотовый телефон самими же гостями.
Новая услуга – видеонаблюдение, как сообщили корреспонденту 365info.kz в компании Domofon.kz-Almaty, заключается в следующем: устанавливаются регистратор и жесткий диск, монтируются две видеокамеры — одна в подъезде, другая — на улице возле входной двери. Все это компания предлагает сделать бесплатно. Ключевое слово здесь «бесплатно». То есть даром — халява, сэр.
Но «халява» закончится сразу же, как только все будет установлено. Начинается абонентская плата – причем пожизненная. Других вариантов в Domofon.kz-Almaty просто не рассматривают.
– Вы первая, кто хочет отказаться от бесплатной установки и интересуется стоимостью оборудования, – искренне удивились моему звонку в компании.
– Почему? Может быть выгодней будет один раз купить все, вместе с установкой, чем пожизненно платить за сервисное обслуживание.
– А кто вам обслуживать будет?
– Никто. Год гарантии, а дальше — посмотрим. Ваше оборудование, что так часто ломается? Оно некачественное?
– Качественное, но таких вариантов мы не рассматриваем.
Между тем, некоторые умельцы уже самостоятельно устанавливают в собственных подъездах видеонаблюдение (ссылка здесь) и стоит оно не очень дорого, вернее сказать, намного дешевле годовой оплаты за сервисное обслуживание. По самым скромным подсчетам, наш подъезд будет платить более 11 тыс. тенге в месяц.
Юридический аспект
У жителей постоянно возникают вопросы о правомерности включения дополнительных платных услуг некоммунального характера в квитанцию. Тем более, что их цена меняется без согласования с жителями.
– После того, как я перестал ежемесячно платить за домофон, они отключили трубку в квартире и прислали квиточек – такой документ на вымогательство, с требованием оплатить задолженность, – рассказывает фотограф Руслан Авдеев. – Навязывание услуг под угрозой ограничения доступа к жилью является видом вымогательства, что наказывается уголовной ответственностью. Я написал письмо в компанию, где предложил в 3-х дневный срок добровольно восстановить функционирование домофона, исключить начисление ежемесячной оплаты за фиктивные услуги и начать предоставлять их на основании однократных вызовов с составлением актов выполненных работ. В противном случае заявление о вымогательстве будет направлено в правоохранительные органы. Также на деятельность компании будет обращено внимание со стороны акимата и налоговой инспекции на предмет законности получения доходов.
После такого письма компания домофон подключила. Будет ли продолжать выставлять счета – покажет квитанция на оплату комуслуг в следующем месяце.
Между тем, такая система навязанного «сервисного обслуживания» домофонов действует не только в Казахстане, но и во многих странах СНГ. Все чаще жильцы с этим не соглашаются и отказываются платить, домофонщики в отместку отключают трубку в квартире. Это незаконно. Люди идут в суд и, как правило, эти суды выигрывают.
Российский опыт
В российском городе Рубцовске даже была «настоящая война» между управляющими компаниями (аналог казахстанских КСК), которые хотели взять на себя сервисное обслуживание домофонов, и домофонными компаниями.
«Настоящая война, которая тут же была объявлена УК «Север» и «Централь», наглядно свидетельствует о том, как яростно они не желают лишаться привычных прибылей. Здесь и попытки вербовки жильцов, и традиционное в таких случаях обливание грязью оппонентов, и привлечение СМИ, и заявление в прокуратуру с требованием возбудить уголовное дело против УК, и даже открытое письмо главе города, где благие намерения управляющих компаний, направленные исключительно на пользу жильцов, были названы «рейдерским захватом», — все это свидетельствует о том, что речь идет о больших деньгах» – сообщается на сайте «Вестник Рубцовска».
Кроме того, эти две управляющие компании «Север» и «Централь» посчитали и… оказалось, что тариф домофонных компаний необоснованно завышен. Более того, они готовы его снизить с 25 рублей (125 тенге) до 15 рублей (75 тенге) в месяц. В Казахстане домофонные компании оценивают свои услуги в 250 тенге в месяц, делая скидку на 50% для пенсионеров. Максимальная же цена зафиксирована в Актау – 320 тенге в месяц.