Львиная доля водителей прекрасно помнит времена как избытка топлива, так и его недостачи на автозаправочных станциях (АЗС). Но теперь им придется пройти еще одно испытание – неопределенностью. С одной стороны, есть информация о пересмотре цен на бензин каждый месяц, с другой – о том, что топливо сохранит свою цену, и наконец, забрасывается сообщение о том, что запасов на АЗС надолго не хватит. В итоге возникает извечный вопрос: что делать?, вопрошают авторы
статьи в газете "Литер".
На днях в средствах массовой информации прошла новость о том, что предельные цены на бензин в Казахстане будут устанавливаться ежемесячно. Стоит отметить, что об этом сообщил не абы кто, а высокопоставленное лицо. В ходе правительственного часа в мажилисе в минувший понедельник министр экономики и бюджетного планирования Ерболат Досаев заявил, что эти меры имеют характер регулирования.
«В целях насыщения внутреннего рынка республики и стабилизации цен на основные виды нефтепродуктов будут утверждаться графики поставок нефтепродуктов по областям и городам Астане и Алматы, ежемесячно устанавливаться предельно допустимые цены на бензин и дизтопливо», — сказал Досаев.
Согласно такому заявлению, водителям ничего не остается, как ждать с нетерпением новых ценников на АЗС. Между тем вчера в ходе брифинга в службе центральных коммуникаций глава АО «КазМунайГаз» Сауат Мынбаев пообещал стабильные цены на регулируемые виды горюче-смазочных материалов в ближайшее время.
«Какова будет ценовая политика на заправках «КазМунайГаза»? Она будет таковой, какую ее установит АРЕМ для всей страны. У нас нет какой-то отдельной политики по рознице и розничному ценообразованию. Мы работаем в рамках тех предельных цен, которые сегодня установлены АРЕМ. Повышения цен на бензин пока мы не ожидаем», – сказал Мынбаев.
Ранее казахстанские производители топлива назвали слухи о повышении цен обычными сплетнями, которые распускают спекулянты. Причиной этому, по их мнению, стала корректировка курса тенге, которая не отразится на стоимости производства бензина.
Стоит отметить, что 11 февраля эксперты и аналитики давали неутешительные прогнозы, согласно которым цены на бензин в Казахстане могут подскочить на 15 процентов. Так, популярная среди автомобилистов марка АИ-92 может подорожать со 115 тенге до 140 за литр. А министр нефти и газа Узакбай Карабалин в свою очередь сообщил, что запасов бензина и дизельного топлива в стране хватит только до конца марта. После чего эксперты стали трубить о грядущем топливном кризисе.
Однако сами производители топлива настроены оптимистично и уверяют, что запасов достаточно и причин для беспокойства нет. Как сказал гендиректор Павлодарского нефтехимического завода (ПНХ) Шухрат Данбай, запасов бензина в стране хватит, даже если остановятся все предприятия.
«Нефть добывается в тенге, поставляется в тенге, за процессинг, за переработку завод выставляет в тенге. Поэтому мы считаем, что никаких вообще оснований для повышения оптовых цен и розничных цен в данный момент нет», – сказал он.
Однако остается неясным, кому верить казахстанским водителям и как выживать в условиях неопределенного будущего. Как показывает опыт, они привыкли запасаться впрок – спиртное, сахар, консервы и теперь бензин. В связи с этим стали пользоваться спросом канистры для ГСМ. Но, как говорят сами автолюбители, это тоже не решение проблемы.
Так, алматинский автолюбитель Игорь Касьянов не видит смысла пополнять свои закрома топливом.
«Какой толк? Ну куплю я сейчас тонну солярки по 102 тенге за литр, я ее рано или поздно проезжу, и надо будет еще тонну, только она будет стоить других денег», – сетует Касьянов.
Примерной позиции придерживается Алик Турланов, только он настроен более оптимистично, поскольку у него свой способ бороться с возможным ростом цен. Правда, метод недолговечен.
«После таких новостей я понял: чтобы «не прогореть», стал заливать полный топливный бак, даже если завтра цены вырастут, у меня хотя бы останется одна радость – смогу кататься на приобретенном ранее дешевом бензине», – говорит он.
Игорь Касьянов готов искать пути решения от возможных кризисов, но признается, что вариантов не так уж и много, более того, они порождают новые трудности.
«В данных условиях напрашиваются разные направления: просить повышения зарплаты – что маловероятно, либо присмотреться к электромобилям или гибридам. Однако тарифы на электричество вкупе со стоимостью обслуживания и замены батарей делают такие авто невыгодными», – говорит автомобилист.
В итоге, по его словам, остается только одно – «таксовать» по пути домой и составлять еще большую конкуренцию службам такси, которым и так нелегко.
«Учитывая конкуренцию приезжих частников, это приведет к тому, что на дорогах будут очереди из автомобилей. Но у нашего автолюбителя – выбора не остается, так как общественный транспорт не всегда выгоден и, хуже того, не безопасен», – считает Касьянов.
Журналист Асан Куанов не спешит отчаиваться и видит в проблеме свои плюсы. Они основаны на «зеленых инициативах», по которым движется страна. Так, широкое распространение получают альтернативные источники – биотопливо и газ.
«Акимат Алматы ведет работу по газификации всего муниципального транспорта. Появились экотакси, которые используют газ вместо привычного дизеля или бензина. По моему мнению, это является одним из выходов из ситуации, поскольку расход газа и его стоимость гораздо меньше, чем при использовании традиционных видов топлива», – говорит Куанов.
Говоря о традиционных видах топлива, он считает, что обсуждать и решать вопросы с ценами нужно госкомпаниям, АРЕМ и правительству. А простым водителям журналист рекомендует пересаживаться на экономичные малолитражки или переоборудовать машину под «голубое топливо». Стоит отметить, что довольно высокая стоимость такой переделки в дальнейшем с лихвой окупится, при этом экология останется только в плюсе.