Срубная культура Срубная культура археологическая культура развитого бронзового века (2-я половина 2-го — начало 1-го тыс. до н. э.), распространенная в степной и лесостепной зонах Европейской части СССР. Представлена поселениями, курганными кладбищами, кладами металлических изделий, а также литейных форм и инструментов металлообработки. Выделена В. А. Городцовым в 1901. Названа по характерным бревенчатым сооружениям в могилах. С. к. формировалась в Волжско-Уральском междуречье на основе местного варианта ямной культуры (См. Ямная культура). Распространение С. к. привело к установлению в этот период культурного единообразия от Урала на В. до Днепра на З., от р. Камы и правых притоков р. Оки на С. до Азово-Черноморских степей на Ю. Поселения С. к. располагались на берегах рек, на позднем этапе иногда укреплялись валами и рвами. Жилища — полуземлянки или наземные (бревенчатые или каменные). Погребения в индивидуальных могилах под курганами. Большинство находок составляет глиняная посуда. На раннем этапе — плоскодонные сосуды ручной лепки с геометрическим орнаментом, на позднем — простые горшки, орнамент беднее, иногда с наклеенным валиком, в конце С. к. — округлые лощёные сосуды. Орудия, оружие и украшения главным образом бронзовые (проушные топоры, ножи, кинжалы, кельты, втульчатые копья, на позднем этапе — короткие мечи, серпы, клепаные котлы); отдельные украшения из драгоценных металлов. Известны мощные очаги металлообработки С. к. в Волжско-Уральском междуречье и Северо-Западном Причерноморье. В конце С. к. появляются признаки использования железа. Хозяйство племён С. к.: в степной полосе — преимущественно скотоводство (в т. ч. кочевое), в лесостепи — земледелие и придомное скотоводство. Объединения племён сыграли значительную роль в формировании исторически известных киммерийцев, а позднее — скифов. Лит.: Городцев В. А., Результаты археологических исследований в Изюмском уезде Харьковской губернии. 1901 г., в кн.: Тр. XII археологического съезда в Харькове, т. 1, М., 1905; Кривцова-Гракова О. А., Степное Поволжье и Причерноморье в эпоху поздней бронзы, М., 1955 (Материалы и исследования по археологии СССР, № 46); Мерперт Н. Я., Из древнейшей истории Среднего Поволжья, М., 1958 (Материалы и исследования по археологии СССР, № 61); Сальников К. В., Очерки древней истории Южного Урала, М., 1967. Н. Я. Мерперт.
А срубную культуру вообще с киммерийцами и скифами отождествляют, славяне не при делах. Кстати, некоторые историки казачества пишут, что казаки от скифов произошли
отсыпь, а? подъеду, заберу
Сообщение отредактировал karl2233: 10 December 2012 - 00:39
Несмотря на крайнюю остроту конфликта с властью большевиков и мужество многих казаков, проявленное в борьбе, казачество эту войну проиграло. Почему? Причин поражения немало. Условно выделим основные их группы: 1) военные и экономические; 2) политические и организационные; 3) социально-психологические.
К военным и экономическим причинам можно отнести острую нехватку пехотных частей на казачьих фронтах, недостаток оружия и боеприпасов, средств связи и техники, нерегулярность снабжения армии, отсутствие развитой сети железных дорог в тылу, оборудованной тыловой базы и военной промышленности в войске, постоянное превосходство противника в силах и средствах и значительные размеры театра военных действий, не позволявшие сосредоточить в одном месте крупную конную массу для массированного удара или рейда в тыл красных. Возможно, негативную роль сыграли также ошибки некоторых казачьих генералов.
К числу основных политических и организационных причин поражения оренбургского казачества можно отнести: роспуск казаков старше 42 лет по домам в период весеннего наступления 1919 г., приказ о прощении дезертиров и возвращении их в свои части, привлечение в части военнопленных, слабую борьбу против большевицкой агитации в казачьих частях и выдвижение на руководящие должности почти исключительно казаков по происхождению, иногда вопреки профессиональной пригодности кандидата.
С. 184.
Среди социально-психологических причин — низкий уровень политической сознательности казаков, усталость от многолетней войны (для некоторых казаков — с 1914 г.), противоречия с неказачьим населением, башкирами и киргизами, беспокойство казаков за свои семьи в станицах (неизбежное явление при милиционном комплектовании армии). К этим причинам можно добавить также относительную мягкость режима атамана Дутова по отношению к сторонникам большевиков и саботажникам из казачьей среды, а также стремление казаков активно бороться с большевиками лишь в войсковых пределах и т.д.
По мнению Генерального штаба полковника А.А. Зайцова, «казачество все же было тесно связано со своей территорией и отстаивание и ее и своих вольностей от покушений большевиков в глазах подавляющей массы казачества не было равносильно вооруженному походу на советский центр. Казачество было готово выделить часть своих сил для решения общерусских задач, но наряду с ними у него были и свои местные, казачьи задачи». Иными словами, казачество могло выделить лишь часть своих сил для общегосударственной борьбы против красных, а также предоставить свою территорию в качестве базы для развития Белого движения. В полной мере это справедливо по отношению к Оренбургскому казачьему войску. До создания массовой Красной армии это давало белым неоспоримое преимущество перед их противником и стало одной из причин крупных успехов Белого движения в 1919 г., однако отсутствие у белых аналогичного имевшемуся у красных, репрессивного аппарата не позволило вождям Белого движения, несмотря на вышеуказанное преимущество, быстро сформировать массовые армии (при помощи террора) и, в конечном итоге, обрекло их на поражение. Одним из итогов гражданского противостояния и политики расказачивания стало полное духовное и физическое уничтожение в СССР и ассимиляция с неказачьим населением такой социальной группы, как оренбургское казачество.
Сильнейший удар оренбургскому казачеству был нанесен в результате убийства советскими агентами 6 февраля 1921 г. в Суйдине (Китай) Войскового атамана генерал-лейтенанта А.И. Дутова. Возникла проблема сохранения преемственности атаманской власти в эмиграции. Заместителем атамана с 1 марта стал генерал-майор Н.С. Анисимов, избранный на этот пост организационным собранием оренбургских казаков в Харбине. После падения Белого Приморья, стало известно, что Анисимов растратил войсковые капиталы. Ему было выражено недоверие, а Войсковым атаманом зарубежных оренбургских казаков 16 февраля 1923 г. был избран Генерального штаба генерал-майор И.Г. Акулинин, остававшийся на этом посту до своей смерти в 1944 г. Впоследствии Анисимов перешел на сторону большевиков и 5 апреля 1925 г. с группой казаков угнал из Шанхая в СССР пароход «Монгугай».
Ликвидация Дутова и разгром отряда Бакича предопределили окончание активной вооруженной борьбы оренбургских казаков против большевизма, которая, в основном, завершилась в 1922 г. Вместе с тем, с уходом в эмиграцию антибольшевицкое движение оренбургского казачества не прекратилось, а лишь приобрело иные формы. Само существование Зарубежной России было вызовом большевицкому режиму.
Уже в 1920 г. в Харбине оренбургскими казаками была создана Рабочая артель, переименованная в 1922 г. в Оренбургскую казачью дальневосточную станицу — первое казачье объединение в Маньчжурии (атаман — есаул Арапов). В 1924 г. в Харбине была образована Оренбургская имени атамана Дутова станица (атаман— генерал-майор В.В. Кручинин). В 1927 г. обе станицы объединились в одну. Оренбургские казаки в 1923 г. вошли в состав Восточно-Казачьего союза с центром в Харбине (председатель правления — оренбургский казак, полковник Г.В. Енборисов). В 1930-1940-х гг. оренбуржцы входили в Союз казаков на Дальнем Востоке, некоторое время возглавлявшийся оренбургским казаком, генерал-майором А.В. Зуевым. Наиболее благоприятным периодом существования оренбургской казачьей эмиграции на Дальнем Востоке были 1930-е гг. Казаки уже сумели адаптироваться к новым условиям существования и активизировали исследовательскую и просветительскую работу. В этот период в Харбине выходили сборники «Оренбургский казак», публиковавшие мемуары и исследования по истории войска, в том числе периода Гражданской войны. Именно в 1930-е гг. в Китае вышли воспоминания генералов И.Г. Акулинина и А.В. Зуева, полковника Г.В. Енборисова о периоде Гражданской войны, без знакомства с которыми серьезное изучение истории антибольшевицкого движения оренбургского казачества невозможно.
В годы Второй мировой войны часть оренбургских казаков, включая генерала Акулинина, поддержала Германию в борьбе с СССР. Со вступлением советских войск в 1945 г. в Маньчжурию основные центры антибольшевицкого движения оренбургского казачества были ликвидированы, часть казаков была вынуждена бежать на Филиппины, в Австралию, США. В Австралии были созданы казачьи станицы, в том числе и Оренбургская (в Брисбене), однако они были крайне малочисленны, и об их деятельности почти нет сведений. Таким образом, можно говорить о том, что антибольшевицкое движение оренбургского казачества, продолжавшееся в эмиграции, в его организованной форме сошло на нет в первые послевоенные годы. Связано это было с разгромом основных центров оренбургской казачьей эмиграции, ликвидацией лидеров казачества, старением казаков-эмигрантов, ассимиляцией казачьей молодежи, отсутствием средств на организационную, просветительскую и издательскую деятельность и невозможностью казаков-эмигрантов как-либо влиять на внутренние процессы, происходившие в СССР. В Австралии и США до сих пор живы потомки участников этого движения, сохраняющие память о борьбе своих отцов и хранящие реликвии этой борьбы.
- Павел Акимович, на первой странице вашей книги читаю: «Автор посвящает свои очерки легендарному поколению донских красных казаков и тем, кто геройски сражался рядом с ними за власть Советов на Дону». А ведь у многих, особенно среди молодёжи, это вызовет удивление: неужели они были, красные казаки?
- Странно, нелепо такое отрицать. Но действительно, за последние два десятилетия в результате чудовищной перелицовки отечественной истории даже некоторые ранее общеизвестные факты нашего прошлого, «невыгодные» нынешней власти, вытеснены из массового сознания. Вытеснены чумной эпидемией антисоветизма и антикоммунизма, на службу которым встало, увы, и немало называющих себя учёными. При этом казачья тема - одна из самых горячих.
- А почему, как вы считаете?
- Контрреволюционный переворот, совершённый в нашей стране в 1991-1993 годах, был уже при его подготовке, то есть изначально, нацелен против завоеваний Великого Октября. Социалистическую революцию в России надо было дискредитировать всеми возможными способами. А поскольку ей, как и любой революции, пришлось в своё время подавлять сопротивление свергнутых классов, основные «болевые точки» для дискредитации определились именно на этом направлении. Жестокость большевиков, зверства ЧК, красный террор - всё это с началом «перестройки» нагнеталось и должно было действовать на людей прежде всего эмоционально.
Ну а на Дону и вообще на юге России Гражданская война, как известно, приобрела особенно ожесточённый характер. Дьявольскими усилиями белоказачества - в первую очередь. Однако можно ведь постараться перевести стрелки в другую сторону, чем и занялась, соответственно, направленная иудой А.Н. Яковлевым рать «учёных-казаковедов». Ещё вчера прилежно славили достижения Советской власти в казачьих областях, писали о красном героизме, а теперь, подобно известным рептилиям, мгновенно поменяв окрас, принялись воспевать дела белоказачьих атаманов и клеймить большевиков.
- Дописались до большевистского замысла всех казаков уничтожить?
- Именно так. И ныне, как видите, это вовсю гуляет по телеэкранам, газетам, книгам...
А срубную культуру вообще с киммерийцами и скифами отождествляют, славяне не при делах. Кстати, некоторые историки казачества пишут, что казаки от скифов произошли
Фшисты грили что они произошли от остготов и многим казакам идея понравилась.
хз... не видел такого до 90... ты точно про Мск говоришь? именно до 90?
про СПб - зайди в любой двор с Невского - ароматы общественного туалета покажутся тебе парфумом сравни с любым двором в Мск (Лубянка-Тверская-Маякрвка).
Хитровка, ога...
0
злоэ модырь!
Дооооо (ц) д-р Бегемот
Все доведенное до совершенства прекрасно (ц) Азиль
каждый день чудесатее и чудесатее. Петербург станет столицей казачьих объединений Северо-Запада. Здесь в скором времени дислоцируется ставка 10-тысячного регионального казачьего войска. Люди с шашками будут съезжаться по служебной надобности в «культурный город» со всех концов федерального округа. Шаровары с лампасами станут приметой самого европейского населенного пункта России. Точно такой же, как Эрмитаж, Невский проспект, разводные мосты и белые ночи.
Историческое решение о создании войска было принято незадолго до Нового года - 20 декабря. Случилось это в здании полпредства СЗФО. Герман Мозговой, помощник полномочного представителя президента в регионе, встретился с руководителями казачьих организаций. В частности, с атаманом Отдельного Северо-Западного казачьего округа Виталием Мартыненко (депутат ЗакСа от «Единой России»), начальником штаба ОСЗКО Алексеем Баштиным, атаманом Невского казачьего округа Василием Дарневым. ак сообщает полпредство, в беседе также принял участие председатель отдела по взаимодействию с казачеством Санкт-Петербургской епархии протоиерей Димитрий, заместитель главы администрации Новгородской области Алексей Афанасьев, руководитель рабочей группы по делам казачества и заместитель губернатора Псковской области Максим Жаворонков и другие.
каждый день чудесатее и чудесатее. Петербург станет столицей казачьих объединений Северо-Запада. Здесь в скором времени дислоцируется ставка 10-тысячного регионального казачьего войска. Люди с шашками будут съезжаться по служебной надобности в «культурный город» со всех концов федерального округа. Шаровары с лампасами станут приметой самого европейского населенного пункта России. Точно такой же, как Эрмитаж, Невский проспект, разводные мосты и белые ночи.
Историческое решение о создании войска было принято незадолго до Нового года - 20 декабря. Случилось это в здании полпредства СЗФО. Герман Мозговой, помощник полномочного представителя президента в регионе, встретился с руководителями казачьих организаций. В частности, с атаманом Отдельного Северо-Западного казачьего округа Виталием Мартыненко (депутат ЗакСа от «Единой России»), начальником штаба ОСЗКО Алексеем Баштиным, атаманом Невского казачьего округа Василием Дарневым. ак сообщает полпредство, в беседе также принял участие председатель отдела по взаимодействию с казачеством Санкт-Петербургской епархии протоиерей Димитрий, заместитель главы администрации Новгородской области Алексей Афанасьев, руководитель рабочей группы по делам казачества и заместитель губернатора Псковской области Максим Жаворонков и другие.