Ни заводы и фабрики Петра Первого, ни индустриализация Сталина к рынку отношения не имели никакого. Тем не менее, волевые решения сатрапов оказались куда как более действенны и полезны для страны, чем апатичное бездействие полчищ слабых правителей, которые инфантильно надеялись, что всё как-нибудь само образуется.
Приведу современную аналогию. Мы можем позволить фотоаппарату выбрать все параметры за нас автоматически. И он сделает, и даже получится какая-то фотография… если условия съёмки будут хорошими. Если же фотографировать придётся в условиях сложных, то надеяться на фотоаппарат будет просто глупо. И ещё глупее будет говорить профессиональному фотографу: "не трогай ничего, фотоаппарат сам знает, как надо".
То же самое относится и к экономике. «Невидимая рука рынка» может кое-как расставить цены, когда в экономике всё стабильно и хорошо. Если же экономику лихорадит — а в современном мире экономику всегда лихорадит — без вмешательства оператора не обойтись.
Вернусь к Ижмашу, который сейчас победоносно продаёт свои карабины в США. Ещё 15 лет назад предприятие буквально выживало. Гособоронзаказ был сведен до минимума, крупных контрактов на изготовление вооружения заключить не удавалось. Оборудование морально устарело, но замена одного-двух старых станков проблемы не решала, а на глобальную модернизацию у предприятия элементарно не хватало средств. В итоге предприятие оказалось в глубокой заднице: на основных площадках «Ижмаша» произошел резкий спад производства.
Сложнее всего пришлось в годы после дефолта 1998 года, когда цены на ресурсы взлетели в несколько раз:
Сейчас предприятие передано под управление государственной корпорации «Ростехнологии». Цель госкорпорации — которая владеет контрольным пакетом Ижмаша — консолидировать разоренное наследие СССР, упорядочить предприятия, вернуть им управляемость и модернизировать их. Кроме всего прочего планируется выводить предприятия на международный рынок и аккуратно вводить в состав их акционеров крупных игроков, в том числе и мировых — чтобы те приносили вместе с деньгами свой опыт управления.
Закон о создании «Ростехнологий» на базе государственного предприятия «Рособоронэкспорт» был подписан в конце 2007-го года. Возглавил корпорацию бывший глава «Рособоронэкспорта» Сергей Чемезов.
В следующем году указом президента «Ростехнологии» получили активы 426 отечественных предприятий, по большей части оборонных и… депрессивных. В 2010-м в «Ростехнологиях» было уже почти 600 предприятий из 54-х регионов страны. Карта экспорта заводов госкорпорации насчитывала 50 стран мира, а коллектив – более полумиллиона человек.
Одни из самых крупных активов «Ростехнологий» — мировой производитель титана ВСМПО-Ависма (известный нам по титановым дискам), автозаводы КАМАЗ и АвтоВАЗ. Ещё «Ростехнологии» владеют мобильным оператором Yota, который строит сейчас в России крупнейшую сеть 4G.
Что очень здорово, политика привлечения иностранных акционеров уже работает. Например, историческое соглашение между «АвтоВАЗом» и «Renault-Nissan» позволило реально продвинуть «АвтоВАЗ» вперёд. Планируемые альянсом объемы выпуска автомобилей сопоставимы с объемами работы всего автопрома России в середине двухтысячных. При этом совокупная выручка «Ростехнологий» в 2010-м году превысила 600 млрд рублей.
Другие западные монстры тоже принюхиваются к активам «Ростехнологий». Немецкий автоконцерн Daimler хочет купить крупный пакет акций «КАМАЗа», а авиастроители Boeing и EADS собираются войти в капитал производителя титана «ВСМПО-Ависма». Эти партнёры откроют нашим предприятиям путь к иностранным инвестициям и к современным технологиям.
«Ростехнологии» разработали масштабную стратегию действий по оздоровлению предприятий до 2020-го года. Сначала будут вложены деньги в закупку нового оборудования и научно-исследовательскую деятельность, подготовку компаний к выходу на IPO. Затем не нуждающиеся в дальнейшей господдержке активы будут выведены из корпорации. Между делом, в 2014-м году, госкорпорация будет преобразована в открытое акционерное общество:
Технологию оздоровления можно оценить на примере «Ижмаша», с которого я начал пост. Сразу же после передачи акций «Ростехнологиям» на предприятие была направлена летучая антикризисная команда. Первым делом разобрались с долгами: более трёх миллиардов рублей задолженности оружейников были погашены или реструктурированы. При этом все обязательства по выполнению контрактов остались в силе:
Год назад во главе «Ижмаша» поставили антикризисного менеджера Максима Кузюка. Уже через полгода на заводе появился Центр новых технологий, задачей которого стало внедрение новых разработок в машиностроение.
Первые итоги программы оздоровления, запущенной в начале 2011 года, видны уже сейчас. Объемы производства в октябре 2011 года выросли более чем в два раза по сравнению с октябрем 2010 года. При этом за год удалось сэкономить свыше ста миллионов рублей:
В том же 2011-м году была завершена сборка и были начаты испытания первого опытного образца автомата Калашникова пятого поколения с рабочим названием АК-12. За счёт этого автомата и его модицикаций — гражданских и военных — «Ижмаш» рассчитывает вернуть себе ту долю на рынке вооружений, которую он занимал до своего скатывания в кризис:
Теперь, внимание, вопрос в зал.
Как полагаете, что стало бы с «Ижмашем», если бы наши власти послушали называющих себя либералами людей и предоставили бы разобраться с заводом «невидимой руке рынка»?