Введение
Постсоветское пространство по уровню антисемитского насилия продолжает оставаться «островом спокойствия» по сравнению со странами Западной Европы. Есть несколько причин, по которым сохраняется подобная ситуация. Прежде всего, во многих странах постсоветского пространства еврейские общины резко сократились, а сами евреи стали трудноопознаваемы, как объект для нападения. В массовом сознании произошла замена образа еврея как «главного врага» на иной образ (к примеру, в России это мигранты-мусульмане и Запад, на Украине — «имперская» Россия, в Армении и Азербайджане — страна-сосед).
На территории бывшего СССР нет значительного слоя левоориентированной интеллигенции, отягченной комплексом вины перед народами «третьего мира» за колониальное прошлое (и воспринимающей Израиль как «последнего колонизатора», где социалистические правительства первых лет существования государства давно сменились партиями, которые в представлении этой интеллигенции находятся где-то справа у стены).
Для большинства живущих на территории бывшего СССР мусульман «общемусульманская солидарность», включающая в себя антиизраилизм, — достаточно отвлеченное понятие. Люди воспринимают себя прежде всего как представителей того или иного народа. Впрочем, есть некоторые признаки того, что здесь ситуация начинает меняться в худшую сторону в связи с активной вербовочной работой представителей «Исламского государства». Так, в России в 2015 г. впервые был осужден мусульманский священнослужитель (вероятно, неформальный) за антисемитскую проповедь. Кроме того, режимы, правящие в большинстве постсоветских государств, крайне негативно воспринимают неподконтрольное насилие, усматривая в нем угрозу для собственной стабильности, и предпринимают массу усилий по его пресечению или профилактике. В результате потенциальные нарушители спокойствия предпочитают отсиживаться в подполье, либо направлять свою деятельность вовне (на Украину, в зону действий ИГ и т.д.).
Итогом стало снижение уровня ксенофобного насилия вообще и антисемитских инцидентов — в частности. Так, за январь-июнь 2015 г. в России мониторингом МБН было отмечено 30 нападений, итогом которых стал 31 пострадавший. За тот же период 2014 г. было отмечено 77 пострадавших, в 2013 г. — 99 пострадавших.
Впрочем, это не означает, что антисемитизм исчез. В России, к примеру, сохраняется твердое «ядро» антисемитов, насчитывающее 8-10% населения, которое не исчезает даже в условиях снижения общего уровня ксенофобии. Можно говорить о достаточно заметной распространенности антисемитских мифов и предрассудков. При этом антисемиты активно используют русскоязычный Интернет для продвижения своих взглядов. Обе эти тенденции хорошо видны по данным Федерального списка экстремистских материалов. Так, за первое полугодие 2015 г. антисемитские материалы составили около 20% всех материалов, попавших в список в этот период — 62 из 319. При этом 80% материалов (как антисемитских, так и общексенофобских) составляли материалы, доступные прежде всего (либо только) в Интернете. Антисемитизм остается составной частью идеологии не только русских радикальных националистов, но и радикальных исламистов.
Сообщение отредактировал Serehjaa Petroviche: 12 March 2016 - 21:21