В Грузии растут протесты против турецкой экспансии (I)
В последние дни общественность Грузии взбудоражили события, произошедшие в Аджарской автономной республике. Причиной тому стали переговоры по заключению соглашения между правительствами Грузии и Турции, касающиеся памятников исторического наследия. Дело дошло до того, что Лейбористская партия Грузии объявила протест властям союзной Турции и обратилась к послу этой страны Левенту Мурату Бурхану с требованием немедленно передать протест официальной Анкаре. Генсек этой партии Иосиф Шатберашвили убежден, что «турецкое государство, с предательской помощью Саакашвили, проводит культурную, экономическую и религиозную экспансию против Аджарии». По его мнению, «это подтверждает массовая скупка земель, имущества, бизнеса, целенаправленное открытие туркоязычных учебных заведений и, самое главное, строительство в Батуми грандиозной мечети имени турецкого султана Абдула-Азиза». По его словам, все это происходит тогда, когда на территории Турции памятники грузинской культуры объявлены турками византийскими и сознательно доведены до угрозы разрушения. «Это недобрососедское отношение, неуважение к грузинской государственности, ее культурному наследию и, что самое главное, грубая попытка экономическо-религиозной экспансии против наших территорий», — отметил Шатберашвили и добавил, что грузинские власти, несмотря на это, всегда идут на уступки турецким властям. По словам Шатберашвили, граждане Турции, к примеру, могут попасть на территорию Грузию без проблем, им не требуется виза, Турция же устанавливает для грузин визовые ограничения, что является настоящей дискриминацией.
Ситуация в Аджарии
В самом Батуми также не стихают страсти по поводу соглашения между Тбилиси и Анкарой, согласно которому в Аджарской столице начнется строительство новой мечети Азизие. Грузинские специалисты возмущены тем, что христианские памятники Ошки и Ишхани в Турции находятся под угрозой уничтожения (отметим, что на эти храмы претендуют также армяне, считающие их наследием армян-халкедонитов). По свидетельству местных СМИ, в связи с планируемым строительством новой мечети выступил с заявление и муфтий Батуми Джемал Паксадзе. «В Батуми, на углу улиц Чкалова и Кутаиси, по пятницам особенно многолюдно. Там расположена центральная мечеть «Орта джаме», которая давно стала тесной для своих прихожан. Если бы вы видели, как 500 – 700 человек, пришедших на пятничный молебен, стоят на улице и молятся — в любую погоду… Конечно, иметь новую мечеть — давняя мечта грузинских мусульман», — говорит главный муфтий мусульман Грузии Джемал Паксадзе, тем не менее, весть о том, что турецкая сторона в скором времени начнет строительство в Батуми новой мечети, муфтий встретил с настороженностью. Его волнует, учтены ли в подписанном договоре интересы грузинских мусульман? По словам муфтия, глядя на батумскую центральную мечеть, можно сразу понять, что ее возводили предки мусульман-грузин, искренне любящих свою страну: здание построено в стиле грузинской архитектуры, стены украшены традиционным орнаментом, включающим виноградную лозу, а главное — богослужение идет на грузинском языке. «Мы очень хотим, чтобы такой же была и новая мечеть. Чтобы там, как в других своих мечетях, мы молились на родном, грузинском языке, чтобы там проповедовали грузинские наставники, которые подчинялись бы Управлению мусульман Грузии», — говорит Паксадзе. Но пока никому неизвестно даже то, на каком месте будет построен молельный дом мусульман.
Скудные детали договора между министерствами культуры Грузии и Турции стали известны от министра культуры Николоза Руруа: «Это последний шанс спасти Ошки и Ишхани от полного уничтожения. Взамен Турция просит позволить ей на ее же средства построить новую мечеть вместо уничтоженной в Батуми мечети Азизие. Она просит также включить турецких специалистов в процесс реставрации Ахалцихской мечети Ахмедие, которую уже ведет Грузия».
Переговоры о защите культурных памятников между Грузией и Турцией ведутся с 2005 года. Несколько раз они были приостановлены из-за принципиальной позиции грузинской Патриархии и части оппозиции. Патриархия требовала от турецкой стороны передачи ей нескольких исторических храмов, находящихся на территории Турции, и воздерживалась от согласия на строительство новой мечети Азизие.
Одноименная мечеть в Батуми была построена в XIX веке. Эхо Кавказа сообщает, что против постройки новой мечети выступает и лидер движения «Служи Грузии!» Мурман Думбадзе. Совместно с несколькими НПО он вновь призвал турецкие и грузинские власти не оформлять окончательный меморандум: «Историческая память нам диктует, что мы не должны подписывать это соглашение. Азизие был османским султаном, поработившим Аджарию. Постройка новой мечети, которая будет носить его имя, была бы равносильна тому, если бы мы водворили на место памятники Ленину! Все это может осложнить ситуацию!».
Страсти вокруг турецкой инициативы накаляются, как говорится, не по дням, а по часам.
Немного истории
Чтобы лучше понять суть межконфессиональных и внутриконфессиональных трений в республике, следует вкратце остановиться на статусе самой Аджарии в составе Грузии. Как известно, исторические южные и юго-западные районы Грузии в средние века были присоединены к Османской империи. Многовековое господство турков в этих областях привело к тому, что большая часть местного населения приняла ислам, а часть — почти ассимилировалась с пришельцами. В 19 веке Российская империя поэтапно отвоевала эти земли у османцев. К этому времени демографическая ситуация в разных районах Южной Грузии была разной: в Ахалцихском и некоторых других районах жили мусульмане, которые в большинстве своем считали себя турками, а в Аджарии — мусульмане-грузины, не считавшие себя турками.
В 70-80-х гг. 19 века многие грузины-мусульмане уехали в Турцию, а в Аджарию постепенно переселились представители христианского населения близлежащих районов Грузии, в том числе армяне и русские. В результате в Аджарии образовалось смешанное христианское и мусульманское население.
В 1921 г. Грузия вошла в состав Советской России. Аджария осталась в составе Грузинской ССР, хотя часть Южной Грузии отошла к Турции. При этом была создана автономия в виде Аджарской АССР и заключен Карсский договор, по которому советская власть не могла в одностороннем порядке отменить эту автономию и преследовать мусульманское население Аджарии.
После распада СССР Грузия и Турция заключили межгосударственное соглашение, где подтверждена правомочность Карсского договора. Примечательно, что во время известных всем августовских событий 2008 г. Турция, как свидетельствуют СМИ, была готова ввести войска в Аджарию, если бы российская армия подошла близко к границам автономной республики. Таким образом, Анкара недвусмысленно заявила о претензиях на некое «покровительство» Аджарии.
«Мягкая» турецкая экспансия
Но речь не только о претензиях, речь о целенаправленной политике, которая шаг за шагом воплощается в жизнь. За последние годы Турция резко активизировала свое присутствие в автономной республике. В чем это выражается? Прежде всего, основной поток турецких инвестиций в экономику Грузии был направлен именно в этот регион. Правительство Грузии в 2006 г. пошло на то, что батумский аэропорт был как бы «включен» в Турцию, то есть оттуда можно осуществлять полеты по внутренним турецким тарифам в города этой страны. Взамен Турция инвестировала значительные суммы в реконструкцию аэропорта. Большинство гостиниц в Батуми, которыми хвастается Михаил Саакашвили, построено на турецкие деньги. Более того, в Батуми есть целые улицы, на которых почти все объекты, включая магазины и заведения общепита, принадлежат туркам, и там турецкая речь слышится чаще, чем грузинская. Многие магазины пестрят турецкими вывесками, как в Турции, а грузинские вывески, не говоря уже об английских, снимаются.
Местное население испытывает противоречивые чувства от возросшего присутствия турков и их капитала в Аджарии. С одной стороны, часть граждан находит рабочие места в предприятиях и объектах, созданных при участии турецкого капитала. С другой — приток капитала и людей приводит к подорожанию многих продуктов, а работу могут найти далеко не все. Турецкие предприниматели предпочитают нанимать в основном своих соотечественников, и лишь 30-40% рабочих мест предоставляют грузинам. Причем зарплата местных жителей намного ниже, чем у турецких граждан, работающих в Аджарии. В то время как гражданин Грузии получает на этих предприятиях не более $150-$200 в месяц, зарплата турков выше в несколько раз.
Как жалуются некоторые местные жители и представители грузинских оппозиционных партий в Аджарии, дошло до того, что даже отношение местной полиции к туркам и грузинам, мягко говоря, неравное. Например, в последнее время в Батуми ввели крупные штрафы за загрязнение города, скажем, за брошенную на улице сигарету или мусор (как известно, Саакашвили бредит Сингапуром и, видимо, перенял эту практику). Специальные патрули исправно штрафуют местных жителей, однако турков, как правило, не наказывают, якобы из-за того, чтобы не помешать притоку инвестиций и туристов. Ясно, что такое отношение властей вызывает раздражение местных жителей.
Турецкая экспансия ощущается не только в Аджарии, но и в целом во всей Грузии. Прежде всего, это касается сельского хозяйства. Грузинская аграрная отрасль испытывает серьезные неудобства из-за возрастающей в последние годы конкуренции со стороны турецкой. В Турции вкладывались большие средства в массированное производство многих видов сельскохозяйственной продукции, в основном для экспорта, в результате чего турецкая продукция конкурентоспособнее грузинской, выращенной в относительно примитивных условиях. Ситуация усугубляется тем, что Европейский Союз требует от грузинских властей уменьшить существующие таможенные барьеры в сельском хозяйстве, чтобы заключить с ЕС соглашение о свободной торговле. Это создаст еще большую возможность для беспрепятственного ввоза сравнительно дешевой турецкой продукции в Грузию.
Некоторые грузинские политологи заявляют, что Турция имеет широкие экспансионистские планы по отношению не только к Грузии, но и всего Кавказа, в том числе Северного Кавказа и стран Центральной Азии. После прихода к власти в Турции так называемых умеренных исламистов, мусульманские заведения с турецким финансированием и патронажем стали, по их словам, главным оружием продвижения данных планов. В связи с этим упоминают идею Саакашвили о «Кавказском доме», в который должны войти все народы Кавказа, но где не будет места России (и, видимо, Ирану). Эта идея, по мнению политологов, вполне вписывается в канву возможного турецкого доминирования на Кавказе