Первый город - это Копенгаген
В 50-х годах прошлого века столица Дании стояла в пробках, как сейчас Москва. Расширение дорог никак проблему не решало. Наоборот — автомобилей на улицах становилось все больше. И тогда руководство города приняло парадоксальное, на первых взгляд, решение — сократить количество автомобильных дорог за счет расширения пешеходной зоны.
Американский профессор-урбанист Вукан Вучик сформулировал формулу, по которой должны расставляться приоритеты, чтобы город был удобным для жизни: пешеход — велосипедист — общественный транспорт — движущиеся автомобили — припаркованные автомобили. Вершина «пищевой цепочки» — пешеход, низ — автомобиль. Когда количество дорог сокращается, время в пути и затраты на перемещение по городу на автомобиле сильно вырастают, и довольно быстро горожане склоняют свой выбор в сторону более дешевого и удобного общественного транспорта и велосипеда, начинают больше ходить пешком.
Опыт Копенгагена подтверждает эту схему. До изменений набережная Нюхавн считалась злачным местом, а улица Стрегет была сплошной пробкой. После того как их сделали пешеходными, тысячи автомобилей, некогда заполнявших эти улицы, куда-то испарились. Жители Копенгагена просто перестали их использовать, они стали больше гулять и ездить на велосипеде. Сейчас уличные кафе и магазинчики на Стрегет и Нюхавн — это центры притяжения для огромного количества горожан и туристов.