Единственная дорога. Горный серпантин и малонаселенный район. К счастью, не вечер. Многие века древнее проклятие успешно справлялось с охраной этого места. Даже сейчас внезапно севшие батарейки, отказы фотокамер и расстройство желудка не удивляют посетителей. Тревожить души мертвых в наши планы не входило. Мы только хотели взглянуть одним глазком и уйти. Моя спутница роняет "Кэнон". Камера работает, но делает только абсолютно черные кадры. Как будто мы в склепе. А мы там и есть. Это "город мертвых".
Северная Осетия, селение Даргавс. Википедия загадочно немногословна. Достоверной информации о самом крупном некрополе Кавказа нет ни у кого.
На склоне горы в красивейшем месте стоят 96 склепов. Не просто стоят, а продолжают хранить то, для чего создавались. Они заполнены умершими.
Заходи, коли не боишься, все открыто. Только помни - отсюда никто никогда не возвращался живым. По крайней мере, по преданиям. Местные жители сюда и не ходят.
И если в первом, самом близком к дороге склепе вы увидите только истлевшие черепа и кости, то дальше вас встретят мумии.
До советского времени "городом мертвых" никто не интересовался. Первые исследования начались в 60-х годах. В одном из склепов археологи насчитали 95 черепов.
Легенды рассказывают, что все тела здесь были как живые. И я даже в это верю - музейные одежды из "города мертвых" удивительно хорошо сохранились.
Строения создавали особую вентиляцию и микроклимат, благоприятно повлиявшие на естественную мумификацию. Правда, раньше склепы закрывались деревянным щитом с задвижкой, поэтому сейчас умершие выглядят уже не лучшим образом. Так, как мы привыкли их видеть в фильмах ужасов.
Каждый склеп принадлежал одной фамилии и очень дорого стоил. Необыкновенной прочности раствор из птичьих яиц, сметаны, молока и извести, позволил им сохраниться до нашего времени. Один обтесанный угловой камень обходился в овцу. От многочисленных жилых строений в округе не сталось и следа - они были дешевы. Теперь только башни и склепы...
Подземные и полуподземные, с двускатными, четырехскатными и плоскими крышами. Здесь в одном месте представлена вся эволюция склепостроения. Некоторые сооружения имеют два, а то и три яруса. Когда свободного пространства внутри не оставалось, горцы делали дополнительный настил. Они пробивали в стенах пазы и вставляли деревянные балки, на которые укладывали доски для новых умерших.
Во время чумы сюда уходили больные. В склепах они ждали смерти, а родственники приносили им еду и воду.