Перейти к содержимому

Фотография

Теоретические и прикладные основы народной педагогики казахов

- - - - -

  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 16

#1
Angel

Angel

    Тысячник

  • Тысячник
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 1080 сообщений
135 - Репутация
  • На счете:-200 тугриков
"Народная педагогика"

Статья о книге "Основы народной казахской педагогики", описывающая множество традиций казахов. Римма Бектурганова, журнал "Достык" N 8/36.


Редакционное эссе

Подозреваю, что в книжных магазинах, заваленных «чтивом», эту книгу мало кто разглядит. Я и сама бы, наверное, прошла мимо. И зря. «Основы народной педагогики казахов» стоит держать в каждом доме. Доктор педагогических наук Асма Калыбекова, единственная женщина-академик в Южно- Казахстанской области, написала книгу, с одной стороны, строго научную, с другой – невероятно увлекательную и полезную.

Авторское предисловие начинается с извечного вопроса «Что делать?». Ответ, вытекающий из 362-страничного труда, можно сформулировать так: знать и соблюдать национальный этикет, выработанный тысячелетней казахской культурой. Вот по этому поводу хотелось бы немного порассуждать. Современные казахи, мягко скажем, народ транснациональный. Вроде мы как бы и не раскрепощенная Европа, но никоим образом не приверженцы фундаментального Востока. Хорошо это или плохо, в данном случае к теме не относится. Дожившие до ХХI века наши старики, уставшие от эпохи перемен, увы, - «последние могикане», сохранившие язык и народную культуру. Они выжили вопреки политическим катаклизмам и - благодаря лишь генетически заложенным в u1087 память и впитанным с материнским молоком нормам бытия. Уйдет это поколение, и кто нам подскажет, как по дедовским обычаям праздновать рождение ребенка, справлять свадьбу, провожать в мир иной родных? Как не раствориться в этом мире, где почти стерлись грани между духовным и материальным? К слову, канонизированные предписания ислама слишком строги и витиеваты для житейского применения в быту евразийцев, каковыми сегодняшние казахи являются.

Но мы хотим, не впадая в пароксизм набожности, отмечать важнейшие моменты нашей жизни в соответствии с ритуалами и этикетом, которые завещали нам прадеды. Ничего более мудрого, здравого, приличествующего, чем национальные обряды, человечество не изобрело. И если в семье нет бабушки, которая знает, как справить тот или иной обряд – торжественно, красиво, грамотно – к кому идти за советом? И кто научит этому наших детей? Могу ответить - книга Асмы Калыбековой в таких случаях незаменимое пособие.

МҮШЕЛІ ЖАС

В традиционном календаре казахов было 12 месяцев по 30 дней. Оставшиеся пять дней назывались «бесқонақ» – пять гостей. А уже 12 лет составляют мушель – священный жизненный цикл казахов, основа миропонимания. Каждый год казахского мушеля имеет свое название: мышь – тышқан, корова – сиыр, барс – барыс, заяц – қоян, волк – үлү, змея – жылан, лошадь – жылқы, овца – қой, плеяды – мешiн, птица – тауық, собака – ит, кабан – доңыз. Тут следует сделать особое примечание. Курица, чей помет, как известно, является отравой для овец, не водилась в хозяйстве кочевника. О ней и не идет речь в календаре. Слово «тауық» (производное от тау – гора) в тюркских языках обозначает скорее всего дикую птицу с гребешком. В казахском языке «тауық» – самка фазана или куропатки. Не случайно еще в 1903 году известный исследователь –этнограф В. Михайлов, отмечал, что «туркмены не знают, что тауык – это курица».

Казахи, как и все центральноазиатские номады, хорошо знали, что несет с собой каждый год – сколько влаги и ветров, травы и солнечных дней, оттепелей и холодов. Они знали u1075 годы, благополучные для своего нелегкого производства – сиыр, барыс, жылан, жылқы (корова, барс, змея, лошадь), и годы неблагополучные – тышқан, ұлү, мешін, тауық, доңыз (мышь, волк, плеяды, птица, кабан). Но особенно опасным для кочевников был год қоян (заяц), год непременных джутов , которые были особенно катастрофичными через каждые 36 лет. Самые страшные джуты, едва не погубившие Степь, 1723-1724, 1795- 1796, 1855-1856 годов пришлись именно на год зайца. Итак, цикл из 12 сдвоенных единиц-часов образует сутки, цикл из 30 суток образует месяц, цикл из 12 месяцев – год, цикл из 12 годов – мушель. Цикл из 5 мушелей образует 60-летний круг, называемый толық (полный) мушель. Кругам времени подчинена и жизнь отдельного человека – цепочка двенадцатилетий. У каждого человека через 12 лет наступает мушелi жас. Это переходный период, сопровождаемый неустойчивостью личных обстоятельств, ухудшением здоровья,психологических и социальных сложностей. Это 13-й, 25-й, 37-й, 49-й, 61-й, 73-й и т.д годы жизни, требующие особого внимания, осмотрительности, осторожности.

Мушелi жас совпадают с известными современной медицине периодами перестройки гормональной системы человека, временно выводящими организм и психику из состояния равновесия. 13 лет – период полового созревания, 25 лет – прекращение выработки гормона роста, конец физической молодости, 37 лет – известный период психологических кризисов, из-за чего этот рубеж назван американскими учеными «теневой чертой человеческой жизни», 49 лет – выключение функции воспроизводства. Переход из одного мушеля в другой мыслился как резкая перемена, опасный момент жизни, когда человек особенно беззащитен перед болезнями и всякого рода напастями. Такие переходы мифологически осмыслялись как смерть в одном качестве и рождение в новом.

По истечении рубежного периода у казахов принято отдавать любимую вещь младшему родственнику или другу с пожеланием, чтобы и он благополучно миновал предстоящее ему испытание. Этот обычай сходен с раздачей вещей умершего старца, прожившего долгую счастливую жизнь. Что лишний раз подчеркивает осмысление переходного момента как времени реального пребывания в особом пространстве между Этим и Тем миром, опасно близким к небытию.

Систему летоисчисления древние казахи вывели, изучая звездное небо. Начнем с того, что юрта кочевника, купол которой большую часть года оставался открытым, служила своеобразным планетарием, идеально располагающим к общению с космосом. Кочевники ежегодно перемещались со своими стадами на большие расстояния. Выращивание скота – длительный процесс. Это сформировало в психологии кочевника особое чувство «большого» времени, столь отличающее его от представителя земледельческих культур. И потому была необходима система летоисчисления, позволяющая предвидеть коварные изменения климата. И она должна была работать на много лет вперед, не меньше того срока, за который молодняк любого из «төрт тулiк мал», то есть из четырех видов скота, разводимого кочевниками (лошади, овцы, коровы, верблюды) успел бы вырасти и дать приплод. Эта концепция «большого» времени и легла в основу философии казахов, проповедующей долготерпение, стойкость перед испытаниями, спокойствие и игнорирование преходящих мелочей жизни. И, Аллах тому свидетелем, известная ментальность казаха, реагирующего на сотрясения внешнего мира присказкой «Әй, мейлі, аман болсақ болды!» (Да ладно, быть бы живу!», надо полагать, и позволила выжить народу Степи, которого природа и история очень старались извести под корень.

«ӘЙ, БАЛАМ, МҰНЫҢ ДҰРЫС ЕМЕСАУ »

«Эй, сынок, тут ты сплоховал!» - может сказать аксакал любому из современных казахов, наблюдая его поведение в быту. Читая «Основы народной педагогики», я порой веселилась от души. Более чем подробно описанные в книге предписания национального этикета современник нарушает едва ли не на каждом шагу. Вот наиболее типичные примеры. Нежданного гостя, будь это даже человек незнакомый или вовсе чужестранец, не принято расспрашивать о цели приезда до окончания обязательной (!) трапезы. Не говоря уж о том, что в наше время без предупреждения заявиться в гости не посмеет даже близкий знакомый, кинется ли современная хозяйка сразу к плите? И утерпит ли хозяин дома, чтобы не спросить в лоб, чего ты, собственно, явился ни с того ни с сего? И будет ли случайный гость (также следуя древнему этикету) вкушать угощение, не начав с порога оправдываться за случайный визит? Или.

Вот выработанный веками запрет на позы за дастарханом. «Нельзя сидеть, опираясь на что-либо – это поза больного человека.
Нельзя сидеть, подперев руками – а) землю – это поза скорби и горя по умершему; б) поясницу – это поза означает күшi кеткен, т.е. «мужская потенция ушла» или поза плакальщицы; в) щеку или лоб (что является выражением печали или озабоченности)».
Истинный казах еще много чего не имеет права делать за столом: закладывать руки за голову, потягиваться при посторонних, сцеплять руки замком, принимать пищу полулежа (кроме немощного старца), вытягивать ноги вперед, сидеть на корточках. По поводу последней позы хозяин вполне резонно может спросить: «Жөндеп отырсаңшы! Қойың кетiп бара ма?» (Садись-ка правильно, стадо твое, что ли, разбредется?) Так сидели в старину, как утверждает автор книги, бедняки и скитальцы, не имеющие ни семьи, ни скота, ни имущества. u1058 Так вот, вспомните, как сидим мы - не только в редчайших случаях трапезничая по старинке на полу, а даже в современном жилище – за высоким столом, на удобных стульях. И потягиваемся, и щеку подпираем, и, хуже того, зеваем, чихаем и проч.

Что мы еще делаем не так? Разрешаем дочкам ходить с распущенными волосами и сами ходим, разметав их по плечам. Надеваем одежду не обязательно с правой руки, как предписывает народный этикет. Отламываем хлеб одной рукой. Нюхаем за столом пищу. Буквально заставляем гостя есть и пить (верх неприличия у казахов прошлого!). Гасим огонь водой. Телят и ягнят умиленно гладим по голове или похлопываем по спине (что, по казахской примете, задерживает рост молодняка). Моем голову отнюдь не со лба. Сидя, обнимаем колено. Качаем головой или скрипим зубами на людях. Засыпаем при случае на заходе солнца. Стрижем волосы и ногти в пятницу. Разбив нечаянно посуду, приговариваем: «На счастье!» (а следует беззвучно откреститься от шайтана).

Но кто упрекнет нас, таких, по сравнению с предками, цивилизованных, таких грамотных, в невежестве? Живем-то мы не на кочевье! Кто из горожан усидит хоть десять минут на кошме, не прислонясь, не обопрясь, на подогнутых ногах? Или сумеет, при всем желании, соблюсти до тонкостей церемониал сватовства и женитьбы? Какой, в конце концов, спрос с нынешнего казаха, полузабывшего родной язык? Оно и есть самое печальное. Тем более, что ни одно из предписаний национального этикета не противоречит обстоятельствам современной жизни. И не доставляет ни малейшего неудобства в практическом применении. Все рационально, пристойно, разумно. А главное… красиво.

ОБ АВТОРЕ КНИГИ «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ОСНОВЫ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ КАЗАХОВ».

АСМА КАЛЫБЕКОВА. В 1969 ГОДУ ОКОНЧИЛА КОСТРОМСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМ. Н. НЕКРАСОВА. СПЕЦИАЛЬНОСТЬ – УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ И МЕТОДИСТ ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ. БЛЕСТЯЩИЙ ЗНАТОК РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ДЕЙСТВУЮЩИЙ ЧЛЕН АКАДЕМИИ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК РК, ЗАВЕДУЮЩАЯ КАФЕДРОЙ ЮЖНО-КАЗАХСТАНСКОГО ГОСУНИВЕРСИТЕТА ИМ. М. АУЭЗОВА, КАВАЛЕР ОРДЕНА «ҚҰРМЕТ», ОБЛАДАТЕЛЬНИЦА СПЕЦИАЛЬНОЙ НАГРАДЫ МЕЖДУНАРОДНОГО БИОГРАФИЧЕСКОГО ЦЕНТРА В КЭМБРИДЖЕ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ «КТО ЕСТЬ КТО В XXI ВЕКЕ». АВТОР БОЛЕЕ ДВУХСОТ ПУБЛИКАЦИЙ И МОНОГРАФИЙ ПО ПРОБЛЕМАМ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ. ШТРИХ БИОГРАФИИ – КАЗАШКА С КЛАССИЧЕСКИМ РУССКОЯЗЫЧНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ РОДНОЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРУ НАЧАЛА ОСВАИВАТЬ УЖЕ В ЗРЕЛОМ ВОЗРАСТЕ. И ДОБИЛАСЬ НА ЭТОЙ СТЕЗЕ СОВЕРШЕНСТВА.

В названии и описании темы, выключайте пожалуста "Caps Lock"

Сообщение отредактировал АнГар: 15 August 2009 - 22:00

  • 4
Көзіңді аш, оян қазақ, көтер басты, өткізбей қараңғыда бекер жасты.
Жер кетті, дін нашарлап, хал һарам боп, қазағым, енді жату жарамасты.

#2
pogoda

pogoda

    Полутысячник

  • Завсегдатай
  • PipPipPipPipPipPip
  • 709 сообщений
221 - Репутация
  • На счете:-200 тугриков
Мне кажется, любая народная педагогика не вполне применима к современности.
Так как народная педагогика включает в себя, если сказать кратко и о самом важном:

1) определяющие для народного сознания традиции, ритуалы и концепты (в случае этой статьи в таком ключе можно говорить о мушелі жас, о ритуалах, отмечающих переход человека из одного возраста в другой, этикете беседы, отношении к роду, семье, браку) - которые и составляют корень национальной идентичности.

2) суеверия и бытовые ритуалы, не всегда применимые и важные в условиях постоянной урбанизации

Первое - основа народа, наравне с национальным языком. Основа, позволяющая сохранить идентичность в глобальном мире. Пример - Япония.
Второе, при возведении в ту же степень важности, что и первое - становится тормозом, лубком для туристов. Пример - Индия.
  • 1

#3
Angel

Angel

    Тысячник

  • Автор Темы
  • Тысячник
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 1080 сообщений
135 - Репутация
  • На счете:-200 тугриков
Я не утверждаю, что народная педагогика на 100% применима в современных условиях, но определенные обряды, обычаи, традиции, которые присущи каждой национальности обязательны, Вы и сами указали в п.1. своего поста. По поводу суеверий и ритуалов-не думаю, что всё это приживается в казахстанском обществе, всё, что способствует торможению в процессе эволюции всегда вымирало.

Национальная идентичность-это признание исторического опыта своей нации, Япония-прекрасный пример существования нормальной национальной идентичности в условиях урбанизации. В этом смысле сохранение традиций и обычаев, наилучшим образом идентифицирующих национальные признаки казахов, является очень важным для казахстанского общества.

В наше время этнически индифферентных личностей очень много, космополитизм и интернационализм являются частичкой проявления этнической индифферентности. Такие личности будут существовать всегда, но очень важно, чтобы их не было больше, чем нужно (для нормального развития этноса).
  • 0
Көзіңді аш, оян қазақ, көтер басты, өткізбей қараңғыда бекер жасты.
Жер кетті, дін нашарлап, хал һарам боп, қазағым, енді жату жарамасты.

#4
Dewars

Dewars

    Пятитысячник

  • Пятитысячник
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 6394 сообщений
1096 - Репутация
  • На счете:2859 тугриков

...но очень важно, чтобы их не было больше, чем нужно (для нормального развития этноса).

Раскройте глаза - понятие "этнос" неотвратимо уходит в прошлое. Японские аниме почаще смотрите :)
  • 0
ПРАВДА ДОРОЖЕ ВЕРЫ!!!

Хорошо информированный ум имеет склонность воздействовать на себялюбие другого, что всегда вызывает протест. (Джейн Остин)

#5
Angel

Angel

    Тысячник

  • Автор Темы
  • Тысячник
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 1080 сообщений
135 - Репутация
  • На счете:-200 тугриков

Раскройте глаза - понятие "этнос" неотвратимо уходит в прошлое. Японские аниме почаще смотрите :)


Кхм, странный совет, у меня со зрением и восприятием мира проблем нет. Как это могут просто так взять и исчезнуть этносы? А языки, культура, территория проживания-куда всё это денется? Я понимаю, что в процессе эволюции всё видоизменяется, но исчезнуть этносы не могут. Или вы хотите сказать о самом определении слова "этнос"?
Насчет японских анимэ-очень уважаю, что я там должна увидеть?
  • 0
Көзіңді аш, оян қазақ, көтер басты, өткізбей қараңғыда бекер жасты.
Жер кетті, дін нашарлап, хал һарам боп, қазағым, енді жату жарамасты.

#6
Dewars

Dewars

    Пятитысячник

  • Пятитысячник
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 6394 сообщений
1096 - Репутация
  • На счете:2859 тугриков

Как это могут просто так взять и исчезнуть этносы? А языки, культура, территория проживания-куда всё это денется?


Под воздействием естественного процесса глобализации. Культура уже постепенно становится общемировой (кино, макдональдс, футбол, поп-культура и т.п.) Далее очередь за языками. Этносы становятся двуязычными. Английский знают почти все и тенденции нарастают. Остается только территория проживания, но и здесь не всё однозначно. Межрасовые и межнациональные браки постепенно размывают территориальную идентификацию. Эти процессы поступательно нарастают. Их не остановить.

Я понимаю, что в процессе эволюции всё видоизменяется, но исчезнуть этносы не могут.

Запрсто могут и уже начали исчезать. Эмигрантские страны вроде США, Канады, Австралии и т.п. демонстрируют это. Очередь за единой Европой, а дальше больше.

Насчет японских анимэ-очень уважаю, что я там должна увидеть?

Голубоглазых блондинистых персонажей, с образом которых японская молодежь пытается ассоциировать себя. Будущее за ныне образовывающимся этносом землянин, а не за этносом японец, казах или русский. И никакие потуги власти или фанатов национального самосознания не смогут остановить этого процесса...

Сообщение отредактировал Dewars: 16 August 2009 - 19:57

  • 3
ПРАВДА ДОРОЖЕ ВЕРЫ!!!

Хорошо информированный ум имеет склонность воздействовать на себялюбие другого, что всегда вызывает протест. (Джейн Остин)

#7
Angel

Angel

    Тысячник

  • Автор Темы
  • Тысячник
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 1080 сообщений
135 - Репутация
  • На счете:-200 тугриков
Это всё равно, что сказать-памятники архитектуры и всё, что напоминает о прошлом, будет снесено, а на их месте целесообразнее построить более необходимые строения. 100% сохранение национальной идентичности-одна крайность, другая крайность-всемирная глобализация, всё равно будет существовать нечто среднее, сохранение национальной идентичности в условиях урбанизации возможно. Невозможно жить без культуры, искусства, традиций и обычаев, которые хотя бы говорят о национальной идентификации.

Японские аниме прекрасно сосуществуют с театром кабуки-жанром, родившемся в 17 веке.
  • 1
Көзіңді аш, оян қазақ, көтер басты, өткізбей қараңғыда бекер жасты.
Жер кетті, дін нашарлап, хал һарам боп, қазағым, енді жату жарамасты.

#8
Фрэнк

Фрэнк

    Полутысячник

  • Завсегдатай
  • PipPipPipPipPipPip
  • 528 сообщений
443 - Репутация
  • На счете:-185 тугриков

Под воздействием естественного процесса глобализации. Культура уже постепенно становится общемировой (кино, макдональдс, футбол, поп-культура и т.п.) Далее очередь за языками. Этносы становятся двуязычными. Английский знают почти все и тенденции нарастают. Остается только территория проживания, но и здесь не всё однозначно. Межрасовые и межнациональные браки постепенно размывают территориальную идентификацию. Эти процессы поступательно нарастают. Их не остановить.

Запрсто могут и уже начали исчезать. Эмигрантские страны вроде США, Канады, Австралии и т.п. демонстрируют это. Очередь за единой Европой, а дальше больше.

Ну процесс глобализации - он не вполне естественный. Массовая культура насаждает ложные ценности и культивирует низменные инстинкты. Она целенаправленно уничтожает институт брака: "Из плохого хорошее никогда не получится".
Насчет кино и литературы - несмотря на засилье Голливуда киноманы предпочитают арт-хаус и национальные фильмы Южной Кореи,старые французские фильмы и абсолютно неамериканизрованное европейское кино.
Все выдающиеся писатели и режиссеры США всегда шли наперекор массовой культуре, начиная с Марка Твена и Уитмена и заканчивая братьями Коэнами.
Язык мировой метрополии знать надо было во все времена, культуры от этого не вымирали.

Единая Европа - это искусственное образование, сегодняшний кризис это только доказывает.

Голубоглазых блондинистых персонажей, с образом которых японская молодежь пытается ассоциировать себя. Будущее за ныне образовывающимся этносом землянин, а не за этносом японец, казах или русский. И никакие потуги власти или фанатов национального самосознания не смогут остановить этого процесса...

А вы знаете, что японцы умеют разговаривать молча? И что в молчании умеют находить кучу оттенков, общаясь невербально?
И что даже в аниме встречаются такие понятия, как гайджин, кохай, кэйрецу и т.д.?
Что же насчет облика персонажей и их больших глаз, над которыми неумно стебается пол-рунета, то, во первых, аниме - это коммерческий продукт, ориентированный и на внешний рынок, во вторых, только выражением огроменных глаз можно в мультике обозначить частично хотя бы гамму чувств на беспристрастном для гайджина лице японца.
Это они не комплексуют, это такой художественных прием и стеб одновременно.

И несмотря ни на что, это их собственная, японская, фишка. С их собственной, непостижимыми подчас философией и приколами.

З.Ы. Гайджин - это чужеземец, включая японца, родившегося на чужбине. Остальные термины, надеюсь, найдете сами.
  • 0

#9
Dewars

Dewars

    Пятитысячник

  • Пятитысячник
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 6394 сообщений
1096 - Репутация
  • На счете:2859 тугриков

Это всё равно, что сказать-памятники архитектуры и всё, что напоминает о прошлом, будет снесено, а на их месте целесообразнее построить более необходимые строения.

Это чистой воды софистика, т.к. приведенный вами пример не сопоставим с обсуждаемым вопросом. Памятники архитектуры это статичные произведения искусства, своего рода фото эпохи. А культура и этносы это постоянно меняющиеся, подвижные составляющие. Т.е. параллель здесь никак нельзя проводить.

100% сохранение национальной идентичности-одна крайность, другая крайность-всемирная глобализация, всё равно будет существовать нечто среднее, сохранение национальной идентичности в условиях урбанизации возможно.

Поляне, древляне и северяне тоже когда то ощущали себя разными племенами. Однако подиж ты, спустя несколько столетий слились и стали называть себя русскими. И подобные "обобщения" с древних времен происходят по всему миру. Просто в наше время эти процессы убыстряются в арифметической прогрессии. И не существует больше на "Руси" чего то среднего. Есть русские и всё. А в США, через 2-3 поколения никто уже и не вспоминает толком о корнях, все американцы. Т.е. национальная идентичность явление нестабильное и с ходом глобализации разрушающееся.

Невозможно жить без культуры, искусства, традиций и обычаев, которые хотя бы говорят о национальной идентификации.

В современном мире культура, искусство и обычаи уже практически не привязаны к национальной идентификации. Они прекрасно существуют и развиваются в отрыве от неё.

Японские аниме прекрасно сосуществуют с театром кабуки-жанром, родившемся в 17 веке.

При этом количество почитателей аниме быстро растет, а кол-во почитателей кабуки среди молодежи плавно снижается. Это закономерный процесс. Когда вы ратуете за незыблемость этнического самосознания, то по сути боретесь с неизбежным, с прогрессом и эволюцией человека.
  • 0
ПРАВДА ДОРОЖЕ ВЕРЫ!!!

Хорошо информированный ум имеет склонность воздействовать на себялюбие другого, что всегда вызывает протест. (Джейн Остин)

#10
Фрэнк

Фрэнк

    Полутысячник

  • Завсегдатай
  • PipPipPipPipPipPip
  • 528 сообщений
443 - Репутация
  • На счете:-185 тугриков

И не существует больше на "Руси" чего то среднего. Есть русские и всё. А в США, через 2-3 поколения никто уже и не вспоминает толком о корнях, все американцы. Т.е. национальная идентичность явление нестабильное и с ходом глобализации разрушающееся.

Ух ты, россияне больше не делятся на москвичей, питерцев и всех остальных? )
Например, на татар, на башкир, сибиряков и прочих жителей провинции?
И нет обидных слов типа "кубаноид" в рунете?
И менталитет у них у всех один, гламурно-высокомерный-масковский? ))))

Кстати, тут какая-то неувязка: "И не существует больше на "Руси" чего то среднего. Есть русские и всё".
То есть либо есть что-то среднее, либо русские не делятся на общий знаменатель.

В современном мире культура, искусство и обычаи уже практически не привязаны к национальной идентификации. Они прекрасно существуют и развиваются в отрыве от неё.

Если не говорить о массовой якобы культуре, то вы лукавите.

Когда вы ратуете за незыблемость этнического самосознания, то по сути боретесь с неизбежным, с прогрессом и эволюцией человека.

"Когда вам говорят "Да здравствует прогресс, разумно всегда спросить "Прогресс чего?" (с) С. Е . Лец :)

Кто сказал, что массовая культура и глобализация хороши? Что именно они хорошее приносят?
  • 0

#11
Dewars

Dewars

    Пятитысячник

  • Пятитысячник
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 6394 сообщений
1096 - Репутация
  • На счете:2859 тугриков

Ну процесс глобализации - он не вполне естественный.

С чего вы взяли? Он с самого начала существования человека происходит. Просто скорости нарастать стали совсем недавно.

Массовая культура насаждает ложные ценности и культивирует низменные инстинкты.

Массовая культура отражает реальное состояние общечеловеческих ценностей, не более того. И что вы подразумеваете под низменными инстинктами?

Она целенаправленно уничтожает институт брака

Институт брака не массовой культурой уничтожается, а реальным состоянием экономики и уровнем жизни в некоторых странах. Вы холодное с пушистым путаете.

Насчет кино и литературы - несмотря на засилье Голливуда киноманы предпочитают арт-хаус и национальные фильмы Южной Кореи,старые французские фильмы и абсолютно неамериканизрованное европейское кино.

Ну и какой процент юзающих ТВ увлекается тем, что вы перичислили? 5, а может быть и 3%? А остальные?

Все выдающиеся писатели и режиссеры США всегда шли наперекор массовой культуре, начиная с Марка Твена и Уитмена и заканчивая братьями Коэнами.

Сами становясь в итоге массовой культурой. И это если повезет, т.к. если не стали то их уже забыли :)

Язык мировой метрополии знать надо было во все времена, культуры от этого не вымирали.

Да как вам сказать. Если взять ту же Россию, то культура аутентичных бородатых крестьян с боярами почти полностью вымерла к концу "франкоязычного" 19 века. А ведь французский тогда затронул лишь малую часть населения. Надо учитывать масштабы и степень проникновения языка. Скоро дети на межнациональных языках думать будут.

Единая Европа - это искусственное образование, сегодняшний кризис это только доказывает.

Объединение Европы к кризису прямого отношения не имеет. И любое государство является искусственным образованием, т.к. использует искусственно созданные законы и принуждение. Этносы часто так и образовывались. Несколько племен силой сгоняли под один трон и т.д. Т.е. племенам достаточно было иметь немного общего чтобы в последствии слиться. В условиях когда существует всеобщая массовая культура и язык, это не представляет непреодолимой проблемы.

А вы знаете, что японцы умеют разговаривать молча? И что в молчании умеют находить кучу оттенков, общаясь невербально?

Не знаю, но уверен, что обладающих этим умением с каждым годом будет становиться все меньше. Романтика в отношении этносов и их культуры, это конечно иногда приятно, но боюсь неперспективно.
  • 0
ПРАВДА ДОРОЖЕ ВЕРЫ!!!

Хорошо информированный ум имеет склонность воздействовать на себялюбие другого, что всегда вызывает протест. (Джейн Остин)

#12
Dewars

Dewars

    Пятитысячник

  • Пятитысячник
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 6394 сообщений
1096 - Репутация
  • На счете:2859 тугриков

Ух ты, россияне больше не делятся на москвичей, питерцев и всех остальных? )

Это по-вашему разные этносы с разной культурой? Не, ну были бы вы москалем, я бы еще понял :D

Например, на татар, на башкир, сибиряков и прочих жителей провинции?

Я указал конкретные племена из которых складывались русские. Вы же привели этносы находящиеся в процессе ассимиляции. Пожалуйста, не надо передергивать.

Кстати, тут какая-то неувязка: "И не существует больше на "Руси" чего то среднего. Есть русские и всё".
То есть либо есть что-то среднее, либо русские не делятся на общий знаменатель.

Русские не делятся больше на кривичей и т.п.

Если не говорить о массовой якобы культуре, то вы лукавите.

Ничуть. Сложно отличить, например, современное испанское искусство от немецкого. Именно поэтому и говорят "европейское искусство", "европейская культура" и т.д.

"Когда вам говорят "Да здравствует прогресс, разумно всегда спросить "Прогресс чего?" (с) С. Е . Лец

Афоризмы хороши своей бездумной универсальностью. Как вам этот?:

"Патриотизм – последнее прибежище негодяев"

Кто сказал, что массовая культура и глобализация хороши? Что именно они хорошее приносят?

Они постепенно выравнивают экономический уровень всего мира и устраняют различия издревле служившие причинами конфликтов (религия, национальность, территориальность...). Глобализация это движение к качественному изменению человечества, собственно говоря, это образование Человечества в полном смысле слова. Она позволит слаженно и быстро решать вопросы в масштабах всей планеты. Грубо говоря, глобализация ведет к выгодам сравнимым с преимуществами развитой федерации над феодальной раздробленностью.

Сообщение отредактировал Dewars: 16 August 2009 - 22:39

  • 0
ПРАВДА ДОРОЖЕ ВЕРЫ!!!

Хорошо информированный ум имеет склонность воздействовать на себялюбие другого, что всегда вызывает протест. (Джейн Остин)

#13
Фрэнк

Фрэнк

    Полутысячник

  • Завсегдатай
  • PipPipPipPipPipPip
  • 528 сообщений
443 - Репутация
  • На счете:-185 тугриков

Не знаю, но уверен, что обладающих этим умением с каждым годом будет становиться все меньше. Романтика в отношении этносов и их культуры, это конечно иногда приятно, но боюсь неперспективно.

Каждый японец умеет общаться невербально, урбанизация и демография только усилили этот процесс.

Чтобы избежать овероквотинга, взял только последнюю фразу.
"Не знаю, но уверен" - это ключевая фраза. Как можно мне дальше с вами разговаривать, если вы не разбираетесь в предметной области, в частности, в японской культуре, хотя сами взяли пример - аниме?
Я конечно, тоже гайджин, и совсем не японец, и не востоковед, но не делаю таких громких и необоснованных заявлений.

Таких безапелляционных высказываний видел уже достаточно. Пусть кем угодно угодно меня считают, но общаться на эту тему мне с вами неинтересно. Не в обиду будет сказано, просто я уже и начитался такого, и наспорился.
Останемся каждый при своем мнении. Иначе либо мы уйдем в такие дебри, что тошно станет, или пойдет неконструктивный разговор.

А автору все равно уважение, жаль только, что такую хорошую тему засорили всякими окополитичными высказываниями, мало относящимися непосредственно к предмету обсуждения. Это как-никак читальный зал, а не политич. ринг.
  • 1

#14
Dewars

Dewars

    Пятитысячник

  • Пятитысячник
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 6394 сообщений
1096 - Репутация
  • На счете:2859 тугриков

"Не знаю, но уверен" - это ключевая фраза. Как можно мне дальше с вами разговаривать, если вы не разбираетесь в предметной области, в частности, в японской культуре, хотя сами взяли пример - аниме?
Я конечно, тоже гайджин, и совсем не японец, и не востоковед, но не делаю таких громких и необоснованных заявлений.

Ну а чем это хуже разделения москвичей и питерцев на разные этносы? :р

Дальнейшие прения считаю бесперспективными. История нас рассудит.
  • 0
ПРАВДА ДОРОЖЕ ВЕРЫ!!!

Хорошо информированный ум имеет склонность воздействовать на себялюбие другого, что всегда вызывает протест. (Джейн Остин)

#15
Dewars

Dewars

    Пятитысячник

  • Пятитысячник
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 6394 сообщений
1096 - Репутация
  • На счете:2859 тугриков
А вообще, хотелось бы попросить модераторов перенести эту дискуссию начиная с сообщения №4 в ветку "Бойцовский клуб", тема "Споры о влиянии национальности на воспитание".
  • 0
ПРАВДА ДОРОЖЕ ВЕРЫ!!!

Хорошо информированный ум имеет склонность воздействовать на себялюбие другого, что всегда вызывает протест. (Джейн Остин)

#16
АнГар

АнГар

    Полутысячник

  • Форумчанин
  • PipPipPipPipPipPip
  • 928 сообщений
1230 - Репутация
  • На счете:-200 тугриков
Мне жалко отдавать эту беседу, бойцам на растерзание. Я читал с интересом. Опасаюсь, что там, Вы были бы менее аргументированны в своём споре.
  • 1
I make love not war!

#17
Гость_Тот ли_*

Гость_Тот ли_*
  • Гости
  • На счете: тугриков
      Статья очень занимательна и в чем то поучительна. Рассказав, о некоторых из приведенных фактов друзьям представителям казахской национальности обнаружил, что многое для них оказалось ново. Возможно именно по этому поводу Вы и пишете о легкой грусти, вызванной забвением «основ», но чести ради признать, будучи представителем русской национальности, навряд ли Вам расскажу так же подробно о русских народных обычаях, но и об основах славянского этикета, а из того что знаю (я конечно не уверен : ), но что-то мне подсказывает) большая часть «осоветезиированна»:
  • «старая добрая русская народная традиция» вешать бутылки из под шампанского на сосну, на свадьбе;
  • не оставлять пустой бутыль на столе во время застолья;
  • на похоронах заказывать оркестр (это древние славяне, наверное, особливо любили)
  • и т.д.
     Стоит ли по этому поводу печалится? Думаю нет. Потому как человеку далекому от этого, это вовсе и не нужно, и если условности, как то «бабушки», «дедушки», общественная пропаганда и стимульнут* их на эти благие дела, то будет это либо формализмом, либо данью моде. Но в то же время как Вы сами замечаете про автора книги:

«КАЗАШКА С КЛАССИЧЕСКИМ РУССКОЯЗЫЧНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ РОДНОЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРУ НАЧАЛА ОСВАИВАТЬ УЖЕ В ЗРЕЛОМ ВОЗРАСТЕ. И ДОБИЛАСЬ НА ЭТОЙ СТЕЗЕ СОВЕРШЕНСТВА»

     Человек, имеющий неутоленный духовный голод, и не удовлетворенный внутренней пустотой (которая зачастую неизбежна при космополитизме, интернационализме и этнической индиферентности) сам идет, ищет и возможно находит…

В целом повторюсь статье (+)

      «Жөндеп отырсаңшы! Қойың кетiп бара ма?» Теперь я знаю что говорить молодым ребятам (кстати я их называю «хранители традиций», правда гопо-дебильных традиций :wall: ) предлагающим присесть* и поговорить, ну шо сказать вам Көп рахмет.

--------------------
итого: обещаю разглядеть данную книгу в завалах чтива* (если бы был электронный вариант было бы вообще шикарно, но жизнь не так шикарна как хотелось бы .. приходиться ее «ушикарнять» своими руками :) )
  • 0




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых