Дата:15.11.2003 Просмотров: 45
Пять лет назад троллейбусный парк № 1 стал частным. Его продали с аукциона почти за три миллиона тенге. Впрочем, стартовая цена была куда круче. Ее определили в 160 миллионов, но, поскольку аукцион проводился по голландскому методу, на снижение цены, она и упала до столь низкой отметки. Претендентов было трое: два юридических лица и одно физическое. Последний, надо полагать, смог убедить организаторов продажи в своей состоятельности и способности возродить в городе экологически чистый вид транспорта. И стал обладателем целого состояния. В его собственность перешли более семидесяти троллейбусов, силовые подстанции, коммуникации и непосредственно парк. К слову, некогда считавшийся образцовым на весь Союз: не случайно в 1987 году местом проведения Всесоюзного съезда работников электротранспорта был выбран Шымкент.
— Это, скорее, иллюзии, что нам за гроши достались несметные материальные ценности, — пытается опровергнуть устоявшееся мнение нынешний владелец троллейбусного парка Бекболат Серикбаев. — На самом деле к моменту продажи троллейбусы на маршруты не выходили почти полгода, значительная часть машин была раскурочена, а сумма долга по налогам и прочим платежам составляла тридцать миллионов тенге.
Между прочим, аукцион проводили без условия о сохранении профиля предприятия. Так что покупатель вполне мог пустить все на металлолом, превратить территорию парка в очередной городской рынок и избавить себя от навалившихся проблем. Но он пошел другим путем, насколько смог восстановил троллейбусы и спустя два месяца возобновил работу ряда маршрутов.
Действительно, когда горожане, кажется, уже распрощались с троллейбусами, те снова вышли на линию. Троллейбусники на протяжении ряда лет пытались выжить самостоятельно. И все это время власть старательно не замечала всех проблем. Более того, именно ею санкционировано исчезновение троллейбусного парка № 2, строительство которого было завершено на 95 процентов и обошлось государству в несколько сот миллионов тенге.
Из нового троллейбусного парка уже совершались даже пробные выезды, когда на развитии городского электротранспорта поставили жирную точку. Поначалу решено было на территории парка открыть рынок и за счет получаемых от его деятельности средств «довести до ума» строительство. Из этой затеи так ничего и не вышло, но место для торговли оказалось бойким и весьма востребованным. Территорию парка поделили среди нескольких рынков. И стало совершенно ясно, что на этом месте троллейбусному парку уже не быть.
Между тем восемьдесят процентов всех выбросов в атмосферу идут именно от автомобильного транспорта, заполонившего город. Число маршрутных такси и автобусов превысило все нормы. Снизить загазованность и разгрузить дороги вполне в состоянии вместительные троллейбусы. Тут-то руководство города и области вспомнило, что еще с 1968 года в Шымкенте были троллейбусы и очень хорошо справлялись со своей задачей. Детальное изучение состояния троллейбусного парка ничего, кроме недовольства и раздражения, у чиновников не вызвало. Да и кого оно могло удовлетворить, если число маршрутов в городе сократилось, на линии выезжают машины, в коих, того и гляди, нога провалится через проржавевший металл.
— Пять лет город ждал, пока электротранспорт встанет «на ноги», и сами видите, что ни одного нормального троллейбуса так и не приобретено, — говорит Юрий Ей, заместитель акима Шымкента, курирующий транспорт. — Вместо этого идет активная распродажа всего. Несколько подстанций раскурочено, и цветные металлы отправлены на металлолом. Мысль вернуть троллейбусный парк в коммунальную собственность появилась после того, как в акимат обратились с письмом 38 сотрудников, годами не получающих заработную плату.
Хозяевам парка предложили продать его городу с тем, чтобы сделать этот вид транспорта муниципальным. Предложенная цена не устроила владельца, и он напрочь отказался от такой сделки. Хотя, думаю, понимал, что самому привести в порядок хозяйство вряд ли удастся. Попытки получить бюджетный кредит оказались безуспешными. Отцы города тоже не собирались отступать и всячески пытались «дожать» строптивого. Дважды комиссия по банкротству при акиме области рассматривала вопрос о признании троллейбусного парка банкротом, но тщетно. В экономический суд направлялись иски о проведении принудительной дополнительной эмиссии акций, но суд не согласился с подобной постановкой вопроса.
Такая агрессивная позиция власти сделала доброе дело и подвигла владельцев парка на определенные действия в наведении порядка. Они провели капитальный ремонт нескольких троллейбусов, и те вышли на маршрут.
— В середине апреля мы получили из городского акимата уведомление о том, что необходимо «перекроить» маршрут, идущий вдоль Верхнего рынка, — рассказывает Бекболат Серикбаев. — От площади Ордабасы по улице Толе би решили сделать одностороннее движение. Но одно дело — изменить маршрут движения автобуса, и совсем другое — повернуть троллейбус. Кто нам компенсирует почти пять миллионов тенге, необходимых для установки столбов и прокладки коммуникаций? Я уж не говорю, что это был наиболее прибыльный из маршрутов. И почему нельзя разгрузить улицу, поставив знак, как это делается в других городах: «Проезд транспорта, кроме троллейбусов и трамваев, запрещен». Ездят же сейчас по этой улице такси. Им можно? Это ли не свидетельство того, что дорогу перекрывали, только чтобы нас «положить на лопатки»?
Очередной «атакой» на троллейбусный парк стало проведение аукциона по продаже имущества, ограниченного в распоряжении. Налоговый комитет по городу Шымкенту описал и выставил на продажу на специализированном аукционе четыре силовые подстанции в счет погашения долга по налогам.
— Аукцион прошел с многочисленными нарушениями, — считает Оразалы Смаилов, старший прокурор по надзору за законностью в деятельности госорганов облпрокуратуры. — За день до назначенной даты продажи троллейбусный парк не просто погасил задолженность, но и сделал предоплату — почти три миллиона тенге.
Однако Налоговый комитет не принял мер к снятию ограничений. В нарушение Закона РК «О государственных закупках» покупателем выступило управление транспорта и коммуникаций ЮКО, имеющее право приобретать имущество только на тендерах. Из четырех выставленных на торги подстанций только одна зарегистрирована за троллейбусным парком. Не дождавшись ответа из центра по регистрации недвижимости, чужое, по сути дела, имущество продали с аукциона. Есть у нас и вопросы по поводу составления самого акта об ограничении в распоряжении имуществом налогоплательщика. По итогам проверки мы направили представление об устранении нарушения закона на имя председателя налогового комитета Шымкента и поставили вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении аукциониста Калаубекова.
Во время подготовки этого материала один из государственных служащих заявил, что если в Шымкенте исчезнет троллейбус, то он во всеуслышание заявит, что виноваты в этом... журналисты. Именно они, дескать, своими публикациями не дали возможности вовремя вернуть парк в коммунальную собственность, чтобы успеть заложить в бюджет следующего года средства на его обновление.
Последние полгода шумиха вокруг проблемы не затихает. Все говорят о том, что троллейбус городу нужен, но не в таком виде, как он существует сейчас. И с этим утверждением властей согласны абсолютно все, за исключением собственника троллейбусного парка, занявшего активную оборону. Я тоже за то, чтобы по городу бесшумно ездили чистенькие новые троллейбусы, а не развалюхи, напоминающие несмазанные телеги. Обидно только, что власть, призванная служить для своих сограждан образцом соблюдения закона, действует в спешке по принципу «вали кулем — потом разберем». Сначала парк зачем-то приватизируется, а потом сомнительными методами возвращается в собственность государства. Неужели основа основ римского права, гласящего, что высшая целесообразность — в законе, так и не станет нормой нашей жизни?!
Любовь ДОБРОТА
г. Шымкент
http://kp.kazpravda....erekrestke.html
Справка:
"Южно-Казахстанская область
Предприятие – ТОО «Троллейбусный парк» открыто в 1968/69 году. Закрыто в 2005. Подвижной состав на 2005 год - 15 троллейбусов ЗиУ. Весь ПС был изношен и требовал ремонта. Работа парка приостановлена в начале октября 2005 года из-за большой задолженности перед коммунальными службами. Работа парка по прогнозам была заморожена до весны 2006 года. Однако, вскоре троллейбусы были порезаны, КС снята. По некоторой информации было два парка - на ул. Акназар-хана (на его территории - контейнеры и стоянка для дальнобойщиков) и ТОО "Южтранс" (на его территории рынок, здание сдано в аренду). Количество установленных маршрутов - 6. Начато и заброшено строительство троллейбусной линии в г. Туркестане. "
Сообщение отредактировал UNIVERSAL: 30 November 2013 - 22:06