Перейти к содержимому

Фотография

Анскулинг


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В этой теме нет ответов

#1
kudesnica

kudesnica

    Полутысячник

  • Завсегдатай
  • PipPipPipPipPipPip
  • 647 сообщений
419 - Репутация
  • На счете:-200 тугриков
Термин "Анскулинг" придумал Джон Холт. Он был школьным учителем в начале 50-х годов прошлого века: преподавал в Колорадо, затем переехал в Бостон. В конце 50-х Холт договорился с коллегой о проведении небывалого эксперимента: они приходили друг к другу на уроки и наблюдали за поведением детей. По мельчайшим жестам, взглядам, тону голоса, построению фраз Холт пытался понять их стратегии и мотивации. Это продолжалось достаточно долгое время; на протяжении ряда лет Холт видел одних и тех же детей и отслеживал перемены, происходящие в них. Холт вел подробный дневник и скрупулезно анализировал свои записи. Это был удивительный документ. Школа была хорошая, частная. Хорошие дети, разумные родители, внимательные учителя.

ЭКСПЕРИМЕНТ

Результаты были неутешительными. Выяснилось, что действия и ответы детей в классе мотивировались не интересом к предмету, а главным образом, страхом. Страхом заслужить насмешки одноклассников, неодобрение учителя, недовольство родителей. По тому как видоизменялось поведение отдельных детей, Холт увидел, чему в действительности учит школа:умению правильно угадывать ответ, не вдаваясь в суть предмета. Дети учились считывать нужную информацию по поведению учителя. Своим поведением они пытались подтолкнуть преподователя к тому, что бы он сообщил как можно больше - достаточно для т го, что бы они не ошиблись в ответе. А ошибиться для учеников было страшнее всего. В результате такого подхода дети теряли внутреннюю мотивацию разбираться в предмете и изначальный интерес к нему. Они уже сами не могли решить, что им интересно, и становились беспомощными. Процесс школьного обучения оказался полностью оторванным от жизни и работал исключительно на поддержание самого себя. По результатам эксперимента Холт издал книгу "Как дети терпят поражение".
Книга вышла 1964 году и стала бестселлером среди интересующихся проблемами образования. Казалось, перемены неизбежны. К сожалению, надежды единомышленников Холта не оправдались: прошло 45 лет, а косность системы школьного образования только усилилась. Бесконечное натаскивание детей на подготовку к тестам по системе выбора правильного ответа из четырех возможных учит детей решению крайне узких и спецефических задач - в частности, стратегиям угадывания правильного ответа без серьезного погружения в предмет. Проблема, увиденная Холтом, была возведена в принцип.
Холт считал, что к образованию детей следует подходить совершенно иначе. В каждом ребенке изначально заложен очень сильный инстинкт к получению и усвоению новой информации о мире. Если этот интерес не подавлять наложенной извне дисциплиной, не загонять в предметные рамки, а напротив, питать его и предоставлять ему новую интеллектуальную пищу, то ребенок не просто получит больше удовольствия от общения с миром и узнавания нового, но и вырастет более живым, гармоничным, самостоятельным человеком, понимающим, чего он хочет и как этого достичь. Такой результат возможен при условии, что ребенок сам является инициатором собственного обучения. Об этом Холт в 1967 году написал книгу "Как дети учатся"

СВОБОДНАЯ ШКОЛА

Действительно, как же это получается, что в начале жизни дети развиваются с огромной скоростью, хватая всю информацию буквально из воздуха, безо всякого формального обучения? А потом "приходит момент", мы берем их и сажаем за парту. И начинается новая жизнь. Вдруг оказывается, что разные части мира существуют отдельно друг от друга. Математика - это одно, а музыка - это совсем другое! "Сейчас мы закончим с математикой и начнем заниматься музыкой"... И только из истории науки (если у кого то дойдут руки почитать об этом после школы), можно будет узнать про Пифагора и музыку чисел, про великих холистов Возрождения, про Леонардо да Винчи - художника и инженера в одном лице. Почему и зачем это делается? Почему и зачем людей собирают в учреждения и обрабатывают массово по единой схеме? Об этом подробно написал Мишель Фуко в книге "Надзирать и наказывать" и других работах - о рождении клиники, тюрьмы, школы. Организованными людьми легко и удобно управлять, манипулировать - с предсказуемыми результатами. Наладить процесс массового обучения в школе сейчас - и на выходе получишь граждан определенного типа, хорошо обученных и удобных в обращении исполнителей.
Трудно вырастить свободного человека, не дав ему возможности самому работать с его собственной свободой, разбираться, как она устроена, и принимать решения. Эта идея лежит в основе философии так называемых свободных или демократических школ. С точки зрения педагогов этих школ, агрессивный патронаж ребенка видится трагической ошибкой. Задача взрослого - предоставлять свои знания, материалы, время, но возможность выбирать и решать - дело самого ребенка.

БЕЗДЕЛЬЕ КАК НАУКА

Вокруг такого подхода неизбежно возникает много тревожных вопросов. А что если дети НИЧЕГО не будут делать? А что, если они злоупотребят своей свободой? Прежде всего, в свободных школах ошибка выбора не предоставляется чем то фатальным. На ошибках учатся. У всех есть право на ошибку, ошибка - ценный педогогический инструмент.
Подход анскулеров к предоставленным самим себе детям, без толку бьющим баклуши и бездельничающим, подход анскулеров тоже полностью отличается от общепринятого. Дело в том, что с их точки зрения, ни одно занятие не является бездельем. В самом деле, что такое безделье и как оно выглядит?
Ребенок смотрит телевизор? Анскулеры скажут, что он получает таким образом массу полезных знаний о мире, и часто эти знания не получишь из книг.
Проводит время за компьютером? Ребенок учиться читать, изучает языки (многие русские дети так учат английский), приобретает полезные навыки работы в разных программах.
Просто валяется на полу, смотрит в потолок? Это необходимое ценное время для рефлексии, переваривания информации, человеку нужно иметь возможность регулярно бывать одному, наедине с самим собой.
Бесится, играет с детьми? Очень полезный и нужный опыт - общение с людьми, изучение игровых стратегий, различных кибернетических процессов. Иными словами, с точки зрения анскулеров, подобно младенцу ребенок более старшего возраста может успешно продолжать ловить информацию о мире "из воздуха", из информационного поля, минуя формальные и структурированные занятия.
Впрочем, некоторые родители убеждены, что даже свободная школа накладывает на ребенка ограничения и рамки, от которых они хотят уйти. Но число свободных школ в Америке постоянно растет: сейчас в Штатах существует около трех десятков таких учреждений.
Некоторые из свободных школ называют себя демократическими, так как решения в них принимаются коллегиально, собранием учеников и учителей. Таким образом, дети свободны не только выбирать , когда и чему учиться, но так же определять и менять принципы работы школы, как сообщества и организации. Свободные школы поддерживают связи друг с другом и обмениваются опытом. В числе дружественных проектов организаторы Манхэттенской свободной школы назвали московскую Школу самоопределения Александра Тубельского. О ней мы поговорим в следующий раз.


Екатерина Белоусова - этнолог, дула. Ж-л Домашний ребенок №2, февраль.

Что думаете?
  • 0
Счастливая мама сыночка и лапочки дочки.
Кто гордая? Я гордая? Да нет, мы королевы - бабы простые... (с)




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых