Произведением, сразу показавшим грандиозный талант молодого Репина и выдвинувшим его в первый ряд русских художников, стала картина «Бурлаки на Волге» (1870-1873, ГРМ). Картина пробуждала не только сострадание к угнетенному рабским трудом народу, но и веру в его силы, способность к борьбе против угнетения. «Бурлаков на Волге» можно смело отнести одновременно к жанровой и исторической живописи. Репин показал пример того, как остросоциальный сюжет может стать предметом большой картины. Жанровая картина, каждый из героев которой наделен индивидуальной характеристикой, приобрела монументальный характер, став обобщенным изображением современной жизни, не только раскрывающим противоречия действительности, но утверждающим народ как политическую силу общества. Пластическая мощь и широта живописи картины были в то время новаторством.
В 1871 г. за картину Воскрешение дочери Иаира художник получил большую золотую медаль и право на заграничное пенсионерство. В качестве пенсионера Репин побывал в Италии и Франции (1873-1876), откуда, однако не вынес ничего нового и светлого, что тогда творилось в европейской живописи (мы имеем ввиду импрессионистов и барбизонцев). Это странное невнимание к передовым идеям современного искусства, а также безвольное увлечение идеями Стасова, еще немало навредит Репину в будущем. Опомнится он тогда, когда уже будет поздно, когда талант его станет безвоззвратно угасать (конец 19 - начало 20 века). По возвращении в Россию в 1876 г. начинается период высшего расцвета его творчества. Репин выступает как портретист, мастер бытовой и исторической картины.
В знаменитой картине «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883), которая доставила художнику много мук, показана бездуховность совершаемого ритуала, превратившегося, вопреки христианским заповедям, в нарочитую демонстрацию сословных границ общества. Толпе противопоставлено порывистое движение самозабвенно религиозного калеки. В цикле работ, посвященных революционному движению народников, выделяется картина «Не ждали» (1884-1888). Репин показал сложную гамму переживаний членов семьи, встречающих отца, сына, мужа. Репину всегда были интересны крайние эмоциональные переживания человека: горе, радость, удивление. Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891) посвящена смеху. Друзья Репина были восхищены картиной. Ее ощущение создано новой, по сравнению с другими репинскими композициями, организацией пространства.
Портрет дочери Веры Ильиничны.
Крестный ход в Курской губернии.
Не ждали...
Автопортрет
Ивар Грозный убивает своего сына Ивана.
Бурлаки на Волге
Запорожцы пишут письмо турецкому султану.
Лицейский экзамен(Пушкин)
Какой простор!..
Памятник И.Е.Репину в Чугуеве.
Сообщение отредактировал LOGIKA: 11 November 2009 - 10:34