Банк, работающий с физическими лицами на основе принципов исламской экономики, как ожидается, появится в Казахстане в 2011 году. Это будет второй исламский банк в стране после банка «Аль Хилал», открытого в прошлом году рассказал в интервью IslamRF.Ru председатель Ассоциации развития исламских финансов Казахстана Ерлан Байдаулет.
Розничный банк создается усилиями партнеров – малазийской Amanah Raya, Банка развития Казахстана и АО Fattah Finance, .
Кроме того, как сообщил собеседник портала, уже в текущем году в Казахстане станут доступны услуги свободных от процентных начислений платежных карт от обычных банков.
Вопросы развития исламских финансовых институтов в Казахстане планируется обсудить на II Казахстанской конференции по исламским финансам 14-15 марта в Астане.
Концепция председательства Республики Казахстан в Организации Исламская конференция (с июня 2011 г. по июнь 2012 г.) предполагает, что именно торгово-экономическое измерение должно стать превалирующим трендом и именно вопросы развития взаимной торговли, исламских финансов и прямых инвестиций станут главными темами повестки большинства всех организационных мероприятий в предстоящем году, рассказал Байдаулет.
Кста Я в том году был в Астане проездом вот первый исламский банк там открылся ровно год назад ... Тока Я хотел пробить насчет кредита мне сказали что Они неработают пока с населением пока тока крупные мегахолдниги и госхолдинги с ними работают ...
Так что посомтрим ... нуно узнать что да как там ..
По моему даже фото то того банка в Астане ...
Ваще там прикольно все придумано все риски Вы делите с банком типа партнерсво ... Попадет банк попадете ВЫ ..Попадете Вы банк тоже попадает ...А не так попал бизнес не пошел... да похер верни банку деньги хоть душу продай ..
В Исламе давать деньги в долг под проценты Харам ... А с банком там так взял деньги банк назначает типа подарка банку 2 процента типа на бумажные расходы ксерокс и тюдю ..и Он ваш партнер в бизнесе который спонсирует Инвестирует По моему это называется Мубарак ...
Кста лет 5 назад мой знакомый брал под бизнес проект деньги в Дубаях и давал их тут под проценты ...говориттам 1 -2 десь под 25 давал ...
По моему даже фото то того банка в Астане ... Ваще там прикольно все придумано все риски Вы делите с банком типа партнерсво ... Попадет банк попадете ВЫ ..Попадете Вы банк тоже попадает ...А не так попал бизнес не пошел... да похер верни банку деньги хоть душу продай .. В Исламе давать деньги в долг под проценты Харам ... А с банком там так взял деньги банк назначает типа подарка банку 2 процента типа на бумажные расходы ксерокс и тюдю ..и Он ваш партнер в бизнесе который спонсирует Инвестирует По моему это называется Мубарак ... Кста лет 5 назад мой знакомый брал под бизнес проект деньги в Дубаях и давал их тут под проценты ...говориттам 1 -2 десь под 25 давал ...
Мубарак - это счастливый, удачный, плодотворный
А то что было упомянуто, это скорее всего мудараба а есть еще мушарака. Принцип почти тот же. Долевое участие (совместное предпринимательство).
А это у любого банка - как хошь, хоть зад на мальтийский крест порви, но деньги - ВЕРНИ!!!
В исламском банкинге есть еще один уникальный финансовый инструмент. Называется кард - аль - хасан. Беспроцентный, благотворительный кредит, когда заемщик платит финансовому институту только за свое текущее расчетное обслуживание по использованной части, выданных ему денег.
Я вот только не знаю, есть ли это в Аль - Хиляле или Фаттах - Финансе.
Еще слышал, что если заемщик не сможет вернуть полученные им деньги по кард - аль - хасан, то заимодатель, если конечно захочет, может посчитать это зякатом (садака)
Смешно это все...
В самом деле...арабам, мусульманам не дает покоя возможность христиан и прочих делать деньги на деньгах...
не заблуждайтесь относительно легкости получения денег и последующего прощения долга.
это так для особо наивных.
0
"Эпоху можно считать законченной, когда истощились её основополагающие иллюзии" Артур Миллер
"Нет, мы медленно спустимся с холма и медленно покроем все стадо" из анекдота
"He Who Sacrifices Freedom for Security Deserves Neither" Ben Franklin
Смешно это все... В самом деле...арабам, мусульманам не дает покоя возможность христиан и прочих делать деньги на деньгах... не заблуждайтесь относительно легкости получения денег и последующего прощения долга. это так для особо наивных.
Ну а кто говорил. что это легко? Получить можно, но не всем. В Шыме например в Аль - Хиляле кредитования нет, только расчетно - кассовое обслуживание. Ну а те кто обращается за финансированием в конечном итоге ищут частных инвесторов.
Какова ситуация в Астане (голова Аль - Хиляль) и в Ламате (Фаттах Финанс) не знаю.
Идеологическим и теоретическим фундаментом экономической доктрины ислама является Коран. Исходное положение состоит в том, что Коран содержит в себе полнейший глобальный кодекс жизни индивидуума, включая свод правил, регулирующих всю экономическую деятельность человека (частного предпринимателя) и хозяйственных структур.
На основе Корана сформулированы основные принципы правовых, имущественных и хозяйственных отношений в современном мусульманском обществе. Первой и главной обязанностью каждого правоверного мусульманина является уплата закята – обязательного общегосударственного (национального) сбора с доходов всех обеспеченных мусульман в пользу бедняков. Кроме того, правоспособный мусульманин обязан: неуклонно выполнять правила шариата, касающиеся торговых и финансовых операций, соблюдать платежные обязательства по залогам, долгам, а также по срокам заключенных им соглашений; соблюдать правила раздела имущества умершего между законными наследниками; уважать чужую собственность, не допускать спекуляции или таких нарушений закона, как грабеж, вымогательство, обман, афера, припрятывание товаров, монополия, распространение вредных лекарств; одним из наиболее серьезных грехов считается взимание процента – рибы, поскольку по обычаям шариата нельзя получать дополнительное богатство без усилий и риска, в том числе путем эксплуатации либо присвоения имущества других людей.
Отношения реального труда и капитала в исламской экономической доктрине объективно исключает эксплуатацию. Одним из центральных положений исламской экономической доктрины стало отождествление реальной эксплуатации с получением дохода физическим лицом, лично не участвующим в трудовом процессе и не рискующим своим имуществом (богатством). Отметим также, что в исламе, по утверждениям его толкователей, труд всегда ценится выше, чем капитал. В случае производственного партнерства и привлечения наемных работников, когда одна сторона обеспечивает труд, а другая предоставляет необходимый капитал, любые убытки должны покрываться исключительно за счет капитала, но не за счет привлеченного наемного труда. Частное национальное предпринимательство в этих странах должно строится на базе основополагающих принципов ислама, таких, как взаимопомощь, равное долевое участие в прибылях и убытках, справедливое вознаграждение каждого участника и фактора производства, в том числе наемного труда.
В соответствии с этими принципами допускаются различные формы предпринимательского партнерства и соответствующие им методы исламского финансирования, ставшие ныне базисной основой операционной и инвестиционной деятельности исламских банковских учреждений.
К базисным (первичным) методам исламского финансирования относятся: мудараба – финансирование на основе безусловного долевого участия в совокупной прибыли, полученной от реализованного инвестиционного проекта. Речь идет о заключении специального финансового соглашения, по которому один или одновременно несколько частных владельцев капитала наделяют правами на его использование агента (оператора) или управляющего – мудариба – для ведения конкретного дела. По завершении инвестиционного проекта мудариб выплачивает собственникам (владельцам) капитала основную сумму привлеченного им (заемного) капитала плюс заранее оговоренную долю совокупной прибыли, полученной от реализованного инвестиционного проекта; оставшаяся часть дохода идет полностью в собственность мудариба (соответственно, убытки всегда несут владельцы капитала); принцип мударабы обычно используется для финансирования долгосрочных инвестиционных проектов развития и при операциях с ценными бумагами, в том числе государственными. ширкат – экономический принцип, в соответствии с которым два или одновременно более частных собственников вносят свой капитал и непосредственно сами участвуют в организации совместного дела, а прибыль и убытки затем делят пропорционально, в соответствии с фактической долей внесенного каждым инвестором капитала в реализованный инвестиционный проект. мушарака - совместное предпринимательство, соглашение о сотрудничестве и долевом акционерном участии, когда заемщик (оператор) и собственник капитала либо менеджер компании – кредитора действуют совместно, по сути, на паритетных началах. мурабаха – торговые сделки, которые реализуются на условиях соглашения о солидарном разделе полученной торговой прибыли между всеми участниками, в том числе на основе ранее установленных и твердо зафиксированных ее долей для каждого участника. Принцип мурабахи может быть применен также к торговле с последующей оплатой, в том числе на базе рассрочки (отсрочки) платежа по реализованной поставке покупателю, а также финансированию торговли исламскими банками, которые осуществляют по принципу установления банками надбавки к первоначальной закупочной цене товара. Дело в том, что в этом случае банк осуществляет перепродажу ранее приобретенного товара клиенту по ранее согласованной цене. иджара– по сути аналог лизинговой операций, речь идет о целевом соглашении о передаче или присвоении собственности либо о долговом сотрудничестве, ведущем впоследствии к подобному присвоению или передаче собственности лизингополучателю. иджар ва – иктина – специальное лизинговое соглашение, в соответствии с которым клиент получает право выкупить ранее взятые в аренду оборудование, строения и другие объекты и вступить в законные права собственности на них в тот момент, когда кумулятивно накапливаемые арендные платежи (выплаты) достигнут уровня, соответствующего ранее согласованной между контрагентами продажной цене объекта данного лизингового соглашения. амана – ответственное трастовое хранение привлеченных банком средств без права распоряжаться непосредственно самим предметом траста (в том числе на основе создания банком дополнительных резервных и гарантийных фондов). истисна – финансирование банком промышленного производства специализированного оборудования или продукции при установленном вкладе, который делает в производство клиент – заемщик; его вклад в производство обычно рассчитывается на базе ранее согласованной с банком продажной цены производимого заемщиком оборудования или промышленной продукции. кард – аль – хасан – беспроцентный благотворительный кредит, при котором заемщик платит банку только за свое текущее расчетное (техническое) обслуживание по использованной им части выделенного ему финансирования (кредитной линии).
Текущая операционная и инвестиционная деятельность исламских банковских учреждений и банков не ограничивается данными формами. Но учреждения, постоянно реализующие операции на базе названных принципов, ныне ядро исламской банковской системы.
Глоссарий (термины Исламских финансов)
Гарар (араб. – опасность) – зд.: элемент неопределенности в предмете договора или в отношении цены товара, а также просто спекулятивный риск. Гарар, например, присутствует при продаже товара, которым продавец в момент заключения соглашения не обладает, или в договоре, исполнение условий которого поставлено в зависимость от наступления или ненаступления определенного события (падение курса валют и т.п.). Наличие гарара в коммерческой операции или оформляющем ее договоре позволяет одной стороне обогащаться за счет другой. Среди правоведов нет согласия относительно степени гарара, позволяющей лишить договор юридической силы. Исследователями выделяются: а) допустимый гарар (ал-гарар ас-йасир) – элемент неопределенности, допустимый с точки зрения шариата, б) промежуточный гарар (ал-гарар ал-мутавассит) – не исключающий действительности договора при соблюдении ряда условий, и в) избыточный гарар (ал-гарар ал-касир), при наличии которого в договоре таковой становится недействительным.
Закят (закат) – налог в пользу нуждающихся членов мусульманской общины. Выплата закята, являющегося одним из пяти столпов ислама, предписана всем мусульманам (в лице глав семейств), обладающим необходимым установленным минимумом средств. Институт закята существовал еще в доисламское время и был связан с обычаем раздела захваченной добычи, часть которой помещалась в своего рода фонд взаимопомощи племен. Закят уплачивается дееспособными мусульманами: с товаров, золота и серебра (но не бытовых украшений и предметов обихода из этих металлов), скота, посевов, виноградников, финиковых пальм и др. В Коране (9:60) установлен круг лиц, которым предназначаются средства из фонда закята: неимущие, сборщики закята, путешественники, испытывающие нужду, новообращенные в ислам и др. При отсутствии в государстве, где проживают мусульмане, соответствующего механизма по сбору и распределению закята, верующие должны распределять средства, предназначенные для выплаты данного налога, среди неимущих.
Иджара– соглашение между банком и клиентом, по которому банк покупает, а затем сдает в аренду оборудование по требованию клиента. Продолжительность аренды и размер арендной платы оговариваются заранее. Оборудование остается в собственности банка. Иджара используется для финансирования производства, строительных работ и приобретения товаров, предназначенных для лизинга. Исламский Банкинг (Islamic Banking)– банковская система, в которой все связанные сделки, действия, операции проводятся в соответствии с нормами Шариата, который, в свою очередь, позволяетбанку обеспечивать себя активами и запрещает деловые отношения на принципе процентной основы.
Истисна’(араб. – изготовление по заказу) – вид договора купли-продажи, предмет которого не существует в момент заключения соглашения. Производитель товара изготовляет товар специально по требованию заказчика (например, строительство дома по заказу покупателя). Необходимыми условиями действительности договора истисна’ являются заранее оговоренные цена производимого товара и его основные характеристики. Существенное отличие истисна’ от бай’ ас-салам – то, что плата за товар предоставляется не в виде единовременной выплаты до получения покупателем товара, а поэтапно – по мере выполнения работы производителем товара.
Кард хасан (араб. – добрый заем) – беспроцентный заем, предоставляемый как в благотворительных целях, так и для кратковременного финансирования проектов, могущих принести доход. Заемщик обязан вернуть только заемную сумму в заранее оговоренное время. Если же для займодавца очевидно, что заемщик заведомо не в состоянии возвратить долг, то средства, предоставленные в виде кард хасан, могут рассматриваться как добровольное или обязательное пожертвование (см.: закят, садака). В исламском банковском деле кард хасан выступает наряду с аманой в качестве формы привлечения средств клиентов.
Мудараба– договор, по которому владелец избыточных средств (рабб ал-мал) доверяет их лицу (мударибу), обладающему возможностями и определенным предпринимательским опытом для их эффективного использования. Доход от средств, пущенных в оборот, распределяется между рабб ал-малем и мударибом в соответствии с ранее заключенным соглашением о долях. Убытки несет владелец капитала, а мудариб в таком случае не получает вознаграждения за свои усилия. В классическом договоре мудараба рабб ал-мал не имеет контроля над управлением проектом.
Мудариб– участник договора мудараба, в чьи обязанности входит управление предоставленным рабб ал-малем капиталом в целях извлечения прибыли всеми участниками соглашения. Возможно наличие нескольких мударибов в качестве сторон договора мудараба.
Мурабаха(араб. — перепродажа) — договор купли-продажи товаров между продавцом и покупателем по согласованной цене, которая включает прибыль от реализации товара. Продавец (например, банк) покупает сырье или оборудование от имени покупателя (клиента) и впоследствии перепродает ему же, но по повышенной цене. Покупатель выплачивает требуемую сумму либо целиком, либо в виде частичных платежей. Продавец несет все расходы, связанные с реализацией товара, а также все риски, пока товар не будет доставлен покупателю.
Мушарака (араб. — партнерство, соучастие) – в широком значении: договор товарищества. В банковском деле на основе договора мушарака между банком и клиентом заключается специальное соглашение, по которому полученная прибыль делится между ними в заранее оговоренных долях. Убытки подлежат распределению пропорционально вкладу в капитал. Управление проектом может осуществляться как всеми сторонами, так и одной из сторон. Однако, как правило, в качестве управляющего за дополнительное вознаграждение выступает клиент. При этом любая из сторон может отказаться от права участия в управлении в пользу другого лица.
Риба(араб. — увеличение, приращение) — в договоре займа надбавка к сумме основного долга, получаемая заимодавцем при предоставлении средств заемщику. В широком значении: любой процент при осуществлении торговых и финансовых операций, позволяющий одной из сторон получить доход за счет другой, — без предоставления ей соответствующей компенсации.
Сукук(ед.ч. – сакк) – исламские облигации. Ценные бумаги, удостоверяющие долю в праве собственности на базовый актив, который генерирует прибыль, как правило, от сдачи в аренду. Такафул (араб. — взаимное предоставление гарантии) – исламское страхование. Система, основанная на принципах солидарности и взаимопомощи, в рамках которой участники договора обеспечивают взаимную поддержку друг друга в случае ущерба, причиненного любому из них (включая, прежде всего, денежное возмещение). По мнению мусульманских правоведов, в отличие от традиционного договора страхования договор исламского страхования (такафула) не содержит элементы гарара и рибы. Классический договор такафула должен включать в себя: -специальный механизм обоюдного разделения рисков и предоставления взаимной гарантии; -условия участия в договоре, где держатели полисов являются совладельцами фондов такафула; -условия управления, предоставляющие держателям полисов право участия в операциях и право контроля над счетами; -условия инвестирования, касающиеся использования уплаченных участниками взносов в не запрещенной исламом деятельности; -условия распределения результатов финансовой деятельности между участниками.
Шариат (здесь) – Исламское право, являющиеся руководством для жизни мусульман, выведенное из Священного Кур'ана и Сунны.
Шариатский комитет– независимый орган в составе из специализирующихся правоведов в области исламского коммерческого права, несущий ответственность за управление, проверку и надзор за действиями Исламских финансовых институтов, дабы убедиться, что их действия соответствуют принципам и правилам Шариата.
Я как-то побывал на их презентации. Очень странно, откуда они, блин, бабки берут, инфляцию не учитывают, ничерта лишнего не берут, святой дух и помощник, что ли?
Думаю, для частников это не совсем реальная программа, у нас не столько людей того уровня дохода , на который они рассчитывают. А вот для бизнеса - хорошо, мне кажется, пошло бы дело у них.
Еще слышал, что если заемщик не сможет вернуть полученные им деньги по кард - аль - хасан, то заимодатель, если конечно захочет, может посчитать это зякатом (садака)
Вы меня извините, но я бы хотел немного поправить. Необходимо различать понятие садака и закят.
Садака́ (множ. садакат, араб. صدقة) — в исламе добровольная милостыня (в отличие от закята — обязательных налогов), которую мусульманин выплачивает по собственному усмотрению и желанию. Садака может выплачиваться не только деньгами в качестве подаяния беднякам, но и в виде еды, одежды и прочего имущества не только беднякам, но и сиротам, путешественникам, воинам.
Садакой также считается всё то, чем мусульманин добровольно жертвует во имя Аллаха: время, силы, труд, деньги, проявление снисхождения или дружелюбия к кому бы то ни было и так далее. Садакой также считается отказ от чего-либо не запрещённого, с целью сохранения, поддержки, распространения религии и т. д., в пользу другого верующего.
Садака-это искреннее даяние. Дают от души и целенаправленно. А не так как у нас принято в обществе. Кто-то даёт кому-то в долг деньги, а потом когда не может вернуть свои деньги законным путем (опробывав всевозможные пути возрата финансов), в гневе и порыве кричит "это тебе САДАКА". Это же садака не считаеться. Садака дают искрене и целенаправлено, а не от безисходности не возрата. Спасибо.