Перейти к содержимому

Фотография

Картина длиной в километр


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 9

#1
levuk

levuk

    Двухсотник

  • Завсегдатай
  • PipPipPipPipPip
  • 402 сообщений
584 - Репутация
  • На счете:-200 тугриков
КАРТИНА ДЛИНОЙ В КИЛОМЕТР
Валерий Привалихин.

Можно ли назвать картину «Великий Сибирский путь» самой большой в мире, сказать трудно, но в России
равной ей по размерам точно нет. Длина картины 942 (да, да, девятьсот сорок два) метра, почти километр!
Появилась она чуть более ста лет назад. Время написания — 1894— 1900 годы. Творческая мастерская —
вся Сибирь. На полотне запечатлены участки Транссибирской магистрали — железнодорожные пути от
Урала до Тихого океана. Создал картину-панораму замечательный русский художник Павел Яковлевич
Пясецкий (1843—1919).
Пясецкий родился в Орле. Там прошло его детство. После окончания гимназии он поступил в Московский
университет на медицинский факультет. Во время учёбы Пясецкий сделал множество рисунков по анатомии
и гистологии, в которых проявилась его склонность к рисованию. Получив диплом врача, Павел Яковлевич
работал в старейшей московской городской Екатерининской больнице (ныне — Московский областной
научно-исследовательский клинический институт — МОНИКИ). Он интересовался проблемами пересадки
кожи и защитил докторскую диссертацию «О возрождении эпителия».
Оказавшись в Петербурге, Пясецкий (он служил в Главном военно-медицинском управлении) стал посещать
вольнослушателем Академию художеств. Полтора года начинающий художник шлифовал природный дар
живописца в мастерской П. П. Чистякова — наставника талантливейших русских художников Василия
Сурикова, Ильи Репина, Василия Поленова, Михаила Врубеля. Но занятия живописью пришлось прервать,
поскольку Пясецкий получил приглашение участвовать в научной экспедиции в Китай. Исполнение прямых
обязанностей врача не помешало ему делать в пути акварельные зарисовки для будущей панорамы. Кроме
того, он собрал богатую минералогическую коллекцию.
После завершения экспедиции в Петербурге Пясецкий написал книгу «Путешествие в Китай в 1874— 1875
годах (через Сибирь, Восточный и Северо-Западный Китай)», которая была издана в двух томах, а также
создал 72-метровую картину-панораму «От середины Китая до Западной Сибири». Писал живописец на листах
плотной бумаги шириной в полметра. Потом листы соединял и наклеивал для придания прочности на холст.
Едва он закончил работу над книгой и панорамой, грянула война и военврач П. Я. Пясецкий оказался в
действующей армии на Балканах (1877—1878). В течение всей кампании он лечил раненых. С одним из них —
участником зимнего перехода через Балканы, 29-летним офицером для особо важных поручений при штабе
армии Алексеем Николаевичем Куропаткиным — его связала крепкая дружба. (Через несколько лет Куропаткин
станет военным министром, главнокомандующим русской армией в Русско-японской войне 1904—1905 годов, и
П. Я. Пясецкий будет сопровождать его во многих поездках: в Персию, Китай, Японию, на русский Дальний
Восток.) После возвращения в Петербург Пясецкий написал книгу «Два месяца в Габрове. Из военных
воспоминаний 1877 — 1878 гг.» и снова — картину-панораму. А затем уехал в двухгодичную командировку в
Англию и во Францию.
Неутомимый путешественник запечатлел все свои поездки на картинах-панорамах, которые позволяют
увидеть многое из того, что утрачено, увы, навсегда.

С просьбой написать масштабное полотно, посвященное Транссибирской магистрали, к Пясецкому обратились
железнодорожники. «Милостивыйгосударь Павел Яковлевич, — писал начальник Управления по сооружению
железных дорог, — имею честь просить Вас изготовить панораму предварительно для западносибирского
участка Сибирской железной дороги от г. Челябинска до р. Оби на протяжении около 1322 вёрст...» Далее в
письме оговаривалось, что законченная работа, исполненная акварельными красками, должна иметь вид
непрерывной картины-ленты шириной не менее 3/4 аршина*. Оговаривался и выбор участков для зарисовки,
и то, какую помощь должны оказать железнодорожники в предоставлении транспорта, и многое другое.
Панораму, на которой изображены участки железной дороги от Самары до Каинска (ныне г. Куйбышев
Новосибирской области), длиной 250 аршин художник закончил к маю 1897 года. Для дальнейшего
воплощения картины требовались деньги. И тут, к счастью, полотно увидел председатель комитета по
сооружению Сибирской железной дороги император Николай И. Картина ему очень понравилась, и он настоял
на том, чтобы художник продолжил работу и представил готовое полотно на Всемирной выставке в Париже,
которая должна была открыться в апреле 1900 года. По договору Пясецкий должен был закончить панораму
к концу 1899 года.
Павлу Пясецкому выделили специальный вагон под мастерскую и двухосный вагон для отдыха и сна, а
также проводника, который обеспечивал связь с подвижным составом, чтобы художник мог беспрепятственно
курсировать от Урала до Байкала и далее по линии строящейся железной дороги. С середины мая по октябрь
1898 года вагон с надписью «Мастерская художника» мелькал то тут, то там на рельсовом пути
Среднесибирского участка между станциями Обь и Иннокентьевская (г. Иркутск). Подготовительную работу,
несмотря на её гигантский объём, Пясецкий проделал быстро. Сохранились сделанные им фотографии и
беглые зарисовки на листах бумаги небольшого формата — сами по себе они тоже представляют немалый
интерес.
Картина-панорама «Великий Сибирский путь» даёт возможность увидеть, как выглядела Сибирь более века
назад, когда её только-только взялись по-настоящему осваивать: многочисленные станции, участки строящейся
дороги, вокзалы, достопримечательности городов, например здание первого в Сибири университета,
выстроенного в Томске, городские ворота и старая крепость в Омске, мост через Иртыш... Поражают таёжные
просторы, дикие степи, могучие сибирские реки, а также сцены из жизни местного населения.
Панорама «Великий Сибирский путь» стала украшением Всемирной выставки в Париже и пользовалась
большим успехом у публики. Члены жюри отметили картину Большой золотой медалью, а её автора наградили
французским орденом Почётного легиона. На представленной панораме не было уссурийского отрезка пути
Хабаровск — Владивосток. Работу над этой частью Пясецкий отложил на более поздний срок. Он написал её в
1903 году, к своему 60-летию.
Возникает естественный вопрос: каким же образом художник показывал своё творение длиной почти в
километр, ведь даже хранить и перевозить такое огромное полотно очень сложно. Поэтому Павел Яковлевич
разделил панораму на девять примерно равных частей больше чем по 100 метров каждая. На Парижской
выставке выстроили специальный павильон, в котором полотна разворачивали в длину. Но когда художник
показывал свою работу в других городах, где не было таких больших помещений, он водружал на длинный
стол два барабана. В один из них вставляли часть картины. Вращая ручку, Пясецкий перематывал полотно с
одного барабана на другой. На холсте между барабанами можно было видеть меняющееся изображение. С
указкой в руках Пясецкий рассказывал зрителям, почему выбрано то или иное место, пояснял сюжет каждого
фрагмента. Конечно, при такой демонстрации могли пострадать акварельные краски, поэтому показы
проводились нечасто.
После показа в Париже картина должна была перейти в собственность Министерства путей сообщения, но
«...принимая во внимание, что Сибирская железная дорога представляла собой предмет особой заботы и
внимания Августейшего родителя Вашего Императорского величества, — писал министр путей сообщения
князь Михаил Хилков в письме от 15 июня 1901 года Николаю II, — предлагал бы... передать означенную
панораму Великого Сибирского пути в собственность Русского музея Императора Александра III» . Царь
Николай II согласился, и картина «прописалась» в Русском музее. А вот как она попала в Эрмитаж —
неизвестно.
О панораме «Великий Сибирский путь» вспомнили и заговорили вновь в 1990-х годах. В октябре 2004
года ОАО «Российские железные дороги» выделило деньги на её реставрацию. После завершения работ
полотно Павла Пясецкого снова предстанет перед зрителями. Предполагается выпустить альбом; кроме
того, картину можно будет увидеть на электронных носителях.
Сегодня творчество П. Я. Пясецкого вызывает интерес во всём мире. Его живописные панорамы в 2000-х
годах видели жители Нью-Йорка, Бонна, Эдинбурга; их хотели бы заполучить «в гости» во многих городах
России и в странах зарубежья. Тем более что художник помимо России зарисовал чуть ли не полмира — разные
уголки Англии, Франции, Китая, Японии, Болгарии, Персии, Узбекистана, Казахстана...
Не исключено, что имя Павла Яковлевича Пясецкого могло быть забыто: панорамы писал не он один, не он
один путешествовал и врачевал, публиковал книги. Но акварельная панорама «Великий Сибирский путь»
принесла ему всемирную славу.

--------------------------------
* 1 аршин = 0,71 м.
  • 4
В людском многоголосом хороводе,
среди мелькания различий и примет,
есть люди, от которых свет исходит,
и люди, поглощающие свет.
Игорь Губерман

Изображение

#2
bina

bina

    Сотник

  • Форумчанин
  • PipPipPipPip
  • 111 сообщений
180 - Репутация
  • На счете:-200 тугриков
Очень интересно. И как выставили? есть ли где нибудь в интернете?
  • 0

#3
Хунвейбин

Хунвейбин

    Двухтысячник

  • Тысячник
  • PipPipPipPipPipPipPipPip
  • 3583 сообщений
4764 - Репутация
  • На счете:2040,55 тугриков
Реставрация панорамы П.Я. Пясецкого "Великий Сибирский путь. Транссибирская железнодорожная магистраль (1894-1899)"

30 октября 2007 г. к 170-летнему юбилею РЖД в здании Витебского вокзала Санкт-Петербурга открылась выставка об истории и развитии железных дорог, на которой представлена панорама Транссибирской железной дороги П.Я. Пясецкого после реставрации.
Программа реставрации панорамы П.Я. Пясецкого "Великий Сибирский путь. Транссибирская железнодорожная магистраль. 1894-1899" - первая и одна из важнейших частей большого проекта Государственного Эрмитажа и Открытого акционерного общества "Российские железные дороги"



Подписание Протокола о намерениях между Государственным Эрмитажем и ОАО "Российские железные дороги"

В состав Программы входят следующие проекты (мероприятия):
..................
* комплексная реставрация хранящегося в Государственном Эрмитаже уникального памятника истории железных дорог России Панорамы П.Я. Пясецкого "Великий Сибирский путь Транссибирская железнодорожная магистраль" (1897-1903 г.);
* подготовка и выпуск научного издания с полной публикацией Панорамы П.Я. Пясецкого "Великий Сибирский путь", а также возможных его электронных версий;
* организация и проведение выставки Панорамы "Великий Сибирский путь" (с возможностью ее предварительного проведения на Витебском вокзале Санкт-Петербурга);
* создание полной копии (или фрагментарных копий) или полноформатных репродукций Панорамы "Великий Сибирский путь" для их последующего использования в культурно-просветительских и образовательных целях, в том числе, в музеях истории железнодорожного транспорта в Санкт-Петербурге, Москве и других городах России;

сцылка

Сообщение отредактировал Хунвейбин: 28 February 2011 - 16:52

  • 5
...

#4
Cherry

Cherry

    cerasa

  • Пятитысячник
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 18661 сообщений
26236 - Репутация
  • На счете:3031 тугриков
Хотела посмотреть панораму магистрали, но так и не нашла.
  • 0

 

                     

 

~~~Жизнь прекрасна и удивительна! Так удивительна, что уже сил нет удивляться~~~


#5
Монгольфьер

Монгольфьер

    Полутысячник

  • Завсегдатай
  • PipPipPipPipPipPip
  • 703 сообщений
620 - Репутация
  • На счете:-200 тугриков

Хотела посмотреть панораму магистрали, но так и не нашла.

Где ж такой монитор взять?!
  • 0
..., как мне жаль, что твоя гнедая сломала ногу

#6
Cherry

Cherry

    cerasa

  • Пятитысячник
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 18661 сообщений
26236 - Репутация
  • На счете:3031 тугриков
Ну хотя бы сегментами посмотреть

Сообщение отредактировал Cherry: 28 February 2011 - 17:30

  • 0

 

                     

 

~~~Жизнь прекрасна и удивительна! Так удивительна, что уже сил нет удивляться~~~


#7
Монгольфьер

Монгольфьер

    Полутысячник

  • Завсегдатай
  • PipPipPipPipPipPip
  • 703 сообщений
620 - Репутация
  • На счете:-200 тугриков
Нет уж матушка! Хочешь посмотреть- придется честно протопать весь километр!
  • 1
..., как мне жаль, что твоя гнедая сломала ногу

#8
Хунвейбин

Хунвейбин

    Двухтысячник

  • Тысячник
  • PipPipPipPipPipPipPipPip
  • 3583 сообщений
4764 - Репутация
  • На счете:2040,55 тугриков

Хотела посмотреть панораму магистрали, но так и не нашла.

По первой ссылке пройдите там есть несколько фрагментов.

Изображение

Изображение

Изображение
  • 3
...

#9
levuk

levuk

    Двухсотник

  • Автор Темы
  • Завсегдатай
  • PipPipPipPipPip
  • 402 сообщений
584 - Репутация
  • На счете:-200 тугриков

Очень интересно. И как выставили? есть ли где нибудь в интернете?


А я и не догадалась в нете поискать. ))) Сканировала статью из журнала "Наука и жизнь". :) Спасибо за ссылки.
  • 0
В людском многоголосом хороводе,
среди мелькания различий и примет,
есть люди, от которых свет исходит,
и люди, поглощающие свет.
Игорь Губерман

Изображение

#10
Cherry

Cherry

    cerasa

  • Пятитысячник
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 18661 сообщений
26236 - Репутация
  • На счете:3031 тугриков
Красотища какая!
  • 0

 

                     

 

~~~Жизнь прекрасна и удивительна! Так удивительна, что уже сил нет удивляться~~~





Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых