А вы что думаете?
Кроме конкретных знаний школа дает и многое другое: она формирует отношение к себе, к другим людям, к делу, к миру в целом. По мнению автора книги, основные уроки, которые сейчас дает школа детям, следующие.
1. Урок бессистемности.
Все, чему учат детей, дается вне всякого контекста, ничто ни с чем не связано.
2. Урок сепарации.
Людей можно и нужно делить на группы. Что означает: всяк сверчок знай свой шесток. Еще до поступления в школу начинается борьба за место в престижном заведении, и дети, попавшие, к примеру, в гимназический класс, начинают смотреть свысока на менее удачливых товарищей.
3. Урок безразличия.
Звенит школьный звонок - дети бросают все, чем бы они не занимались, и убегают из класса на другой урок. Они должны включаться и вылючаться как электрический прибор, и как бы ни был важен процесс, происходящий на уроке, звонок превыше всего. Он учит что никакая работа не стоит того, чтобы ее завершить.
4. Урок эмоциональной зависимости.
С помощью галочек, оценок, призов, почестей и наказаний школа учит детей подчинять свою волю командной системе. “Они должны научиться подчиняться, если хотят удержаться на работе в будущем” - какое великое заблуждение.
5. Урок интеллектуальной зависимости.
Ученики ждут, когда учитель скажет им, что надо делать. Фактически дети должны просто воспроизводить то, что в них вкладывают, не проявляя инициативы.
6. Урок зависимости от мнения окружающих.
Школа учит тому, что представление детей о себе определяется мнением окружающих. Ученики постоянно подвергаются тестированию, оцениванию, аттестациям. Самооценка - основной фактор любой серьезной философской системы - практически полностью игнорируется. Людей заставляют нуждаться в том, чтобы им указывали, чего они стоят.
7. Урок полной подкронтрольности.
У детей в школе нет личного пространства и личного времени, они находятся под постоянным надзором. На переход из одного кабинета в другой отводится ровно 300 секунд. На дом задаются домашние задания, которые нужно обязательно выполнять, и т.д. Нелояльность идеям школьного обучения - это то, чего отчаянно боится школа, она воспринимается ею как дьявол, всегда готовый вырваться наружу. Постоянный надзор и отрицание права на личное пространство означают признание того, что никому нельзя доверять…
Ну что, знакомые уроки, не правда ли? Хочу отметить, что при всей своей критичности автор не подает книгу как “антишкольный манифест”, не считает, что детей вообще не надо отдавать в школу - это возможно, но не обязательно. Он задается впросом, нужно ли переделывать нынешних учителей? В рамках существующей системы это просто нереально. Нужно ли обращаться к чиновникам от образования? Бессмысленно - сами знаете почему. Для чего и для кого тогда написана книга? Ответ прост и сложен одновременно: для родителей.
Школа воспринимается нами как нечто неизбежное, как этап, который надо пережить, несмотря ни на что. Если повезет, школьные годы будут восприниматься как осмысленный и полный жизни этам, если нет - будут тянуться, тянуться, тянуться… но сделать ничего нельзя, надо терпеть.
Так вот - необязательно! Можно все изменить - можно поменять школу, учителей, можно вообще учить ребенка дома, можно найти множество выходов, которые помогут ребенку. Но для этого нужна смелость, коотрая дается уверенностью в себе и своем ребенке.
(что-то опрос глючит)
Сообщение отредактировал leti: 12 March 2010 - 15:04