... Что такое материальное... Оно дано нам через ощущения... Что Такое ощущения? Это порождения реального... а есть ли оно... Я, ты, Мы, реальность...
ВИДЕТЬ ЗВУК И СЛЫШАТЬ ЦВЕТ
Есть люди, у которых вкусовая память развита необычайно остро. Они среди синестетиков, обладающих редким даром видеть звук и слышать цвет, пробовать на вкус ноты, слова и краски.
Я откусила кусочек десерта, разжевала... Какой знакомый вкус! Солнечный желтый, на ощупь - детская панамка, ткань в мелкий рубчик... И через секунду перенеслась в давние воспоминания... Махинджаури - маленький поселок под Батуми, куда я приехала погостить к деду. Двор, весь пропахший ароматной грузинской стряпней. Дед зовет меня (я в той самой панамке) и протягивает только что сорванную ветку с маленькими плодами: круглые, будто в пигментных пятнышках, с плотной кожурой, внутри - крупная лакированная косточка. Мушмула! Тот самый вкус! В десерт добавлен диковинный фрукт, которого я не ела больше 30 лет, но узнала тут же...
Отчего у человека такая цепкая вкусовая память? Оказывается, на свете живут уникумы, которые вытворяют настоящие чудеса с цепочкой ассоциаций.
ПАМЯТЬ, УМНОЖЕННАЯ НА ДВА
Смешенье чувств - так переводится с греческого "синестезия". Богатые неожиданные ассоциации - между нотами и красками, поэзией, прозой, музыкой и живописью появляются у людей, обладающих неординарными способностями и ощущающих межчувственную связь. Так рождаются цветомузыка и поэзия, украшенная неожиданными метафорами. Среди синестетиков немало людей известных - писатели Набоков, Бальмонт, Рембо, Бодлер, художники Кандинский, Чюрленис, композиторы Римский-Корсаков, Скрябин, Дебюсси...
К. В. АНОХИН, доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент РАМН, заведующий отделом системогенеза Института нормальной физиологии РАМН, знает за синестезией еще одну интересную особенность: "Способность воспринимать ощущения от одних органов чувств через ющущения других позволяет синестетикам без проблем запомнить то, что обыкновенным людям не под силу часто они обладатели феноменальной памяти. Синестетики видят не только звуки как зрительные образы или цвета, у них и запахи сцеплены со вкусом или тактильными ощущениями либо со звуками"
Одного такого уникума описал известный психиатр А. Лурия в "Маленькой книге о большой памяти". У московского журналиста Соломона Шерешевского были уникальная память, позволявшая даже спустя годы без ошибок воспроизводить огромные таблицы цифр и букв, и сильно выраженная синестезия. Каждый услышанный звук рождал у него целый букет ощущений, которые он видел, чувствовал языком, признавал кончиками пальцев "Какой у вас желтый и рассыпчатый голос", - сказал Шерешевский одному своему собеседнику Голос другого напоминал ему на вкус майонез От шума, мешавшего запомнить текст, у него во рту появлялся отчетливый вкус борща, а тон в 2 кГц и 113 дБ он описывал так что-то вроде фейерверка, окрашенного в розово-красный цвет... шершавая полоска... неприятный вкус вроде пряного рассола"
Забавно, что синестезия передается по наследству. Владимир Набоков пишет, что его мать воспринимала ноты как желтые, лиловые и красные стеклышки и совсем не удивилась, когда сын стал рассказывать ей о "вкусных" буквах. Она сама обладала синестезией и поняла, что мальчик имеет в виду соответствие букв определенному блюду, возникающему в его сознании. Кстати, этот чудесный дар унасле-довал и сын Набокова - Дмитрий.
НА ПЕРЕКРЕСТКЕ ЧУВСТВ
Но зачем нужна синестезия и почему она есть лишь у избранных? Вот точка зрения физиолога Питера Гроссенбахера из Американского национального института ментального здоровья: "В мозге человека есть пути, по которым передаются нейрологические импульсы от глаз, ушей, рта, носа . Эти пути от разных органов чувств пересекаются. Но если у обычных людей "зоны-перекрестки" пассивны, у синестетиков они задействованы в распределении нервных импульсов. В самом деле, не может же звук музыкального инструмента сам по себе приводить к возникновению цвета или вкуса! Мне думается, дело тут вот в чем; сигналы, идущие по слуховому пути, достигают "перекрестка", а тот посылает импульс к глазам. Так возникает бисенсорное восприятие"
К. В. Анохин полагает, что "то разнообразие связей в мозге, которое закладывается у ребенка и отмирает к взрослому возрасту, у синестетиков, возможно, остается. Когда обыкновенному человеку произносят какие-то слова, их воспринимает слуховая кора головного мозга, а у синестетика одновременно активизируются и другие ее участки - например, те, которые отвечают за вкус. Причем если слово определено цветом и конкретным блюдом, даже когда его произносят в полной темноте, у подобных уникумов, как показали наблюдения, активируется область мозга, связанная с восприятием красок и вкуса.
Существует еще одна любопытная гипотеза. Синестезия - "психическое ископаемое", наследство, доставшееся нам от далеких предков, у которых было одно единое чувство, а не пять или шесть, коими познает окружающий мир современный человек.
Лишь один из 25 тысяч человек обладает даром смешенья чувств. Вкусовая синестезия - еще более редкое явление. Исследователь Шин Дэй наблюдал за 175 синестетиками и попытался выделить, насколько часты различные типы любопытного феномена. Если цифры и буквы вызывают цветовые ассоциации в 121 из 175 случаев, то только в 5 случаях цвета вызываются вкусовыми ощущениями. Лишь в 3 случаях звуки пробуждают вкус. Вкусовые ощущения также редко оказываются причиной синестезии, однако у американца Майкла Уотсона именно жевательная резинка во рту вызывает тактильные впечатления (вкус мяты он описывает как прикосновение к "прохладным стеклянным колоннам"). Сами же ощущения на кончиках пальцев вызывали воображаемое блюдо на языке лишь у 2 синестетиков.
(из журнала "Вокруг света", рубрика "Вопрос - ответ")