Перейти к содержимому

Фотография

12 приёмов литературной полемики

* * * * * 1 Голосов

  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 11

#1
LOGIKA

LOGIKA

    Administrator

  • Демиург
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 32294 сообщений
108304 - Репутация
  • На счете:39750.051 тугриков
Карел Чапек.
«Двенадцать приёмов литературной полемики или пособие по газетным дискуссиям»

Это краткое руководство рассчитано не на участников полемики, а на читателей, чтобы они могли хотя бы приблизительно ориентироваться в приемах полемической борьбы. Я говорю о приемах, но никак не о правилах, потому что в газетной полемике в отличие от всех других видов борьбы - поединков, дуэлей, драк, побоищ, схваток, матчей, турниров и вообще состязаний в мужской силе, нет никаких правил - по крайней мере у нас.

В классической борьбе, например, не допускается, чтобы противники ругались во время состязания. В боксе нельзя сделать удар в воздух, а потом заявить, что противник нокаутирован. При штыковой атаке не принято, чтобы солдаты обеих сторон клеветали друг на друга - это делают за них журналисты в тылу.
Но все это и даже гораздо большее - совершенно нормальные явления в словесной полемике, и трудно было бы отыскать что-либо такое, что знаток журнальных споров признал бы недозволенным приемом, неведением боя, грубой игрой, обманом или неблагородной уловкой. Поэтому нет никакой возможности перечислить и описать все приемы полемической борьбы; двенадцать приемов, которые я приведу, - это лишь наиболее распространенные, встречающиеся в каждом, даже самом непритязательном сражении в печати. Желающие могут дополнить их дюжиной других.

1. Despicere (смотреть свысока - лат.), или прием первый. Состоит в том, что участник диспута должен дать почувствовать противнику свое интеллектуальное и моральное превосходство, иными словами, дать понять, что противник - человек ограниченный, слабоумный, графоман, болтун, совершенный нуль, дутая величина, эпигон, безграмотный мошенник, лапоть, плевел, подонок и вообще субъект, недостойный того, чтобы с ним разговаривали. Такая априорная посылка дает вам затем право на тот барский, высокомерно-поучающий и самоуверенный тон, который неотделим от понятия "дискуссия". Полемизировать, осуждать кого-то, не соглашаться и сохранять при этом известное уважение к противнику - все это не входит в национальные традиции.

2. Прием второй, или Termini (терминология - лат.). Этот прием заключается в использовании специальных полемических оборотов. Если вы, например, напишете, что господин Икс, по вашему мнению, в чем-то неправ, то господин Икс ответит, что вы "вероломно обрушились на него". Если вы считаете, что, к сожалению, в чем-то не хватает логики, то ваш противник напишет, что вы "рыдаете" над этим или "проливаете слезы". Аналогично этому говорят "брызжет слюной" вместо "протестует", "клевещет", вместо "отмечает", "обливает грязью" вместо "критикует", и так далее. Будь вы даже человек на редкость тихий и безобидный, словно ягненок, с помощью подобных выражений вы будете наглядно обрисованы как субъект раздражительный, сумасбродный, безответственный и отчасти ненормальный. Это, кстати, само собой объяснит, почему ваш уважаемый противник обрушивается на вас с такой горячностью: он просто защищается от ваших вероломных нападок, ругани и брани.

3. Прием третий известен под названием "Caput canis" (здесь: приписывать дурные качества - лат.). Состоит в искусстве употреблять лишь такие выражения, которые могут создать об избиваемом противнике только отрицательное мнение. Если вы осмотрительны, вас можно назвать трусливым; вы остроумны - скажут, что вы претендуете на остроумие; вы склонны к простым и конкретным доводам - можно объявить, что вы посредственны и тривиальны; у вас склонность к абстрактным аргументам - вас выгодно представить заумным схоластом, и так далее. Для ловкого полемиста попросту не существует свойств, точек зрения и душевных состояний, на которые нельзя было бы наклеить ярлык, одним своим названием разоблачающий поразительную пустоту, тупость и ничтожество гонимого противника.

4. Non habet (здесь: констатировать отсутствие - лат.), или прием четвертый. Если вы серьезный ученый, над вами легко одержать победу с помощью третьего приема, заявив, что вы тугодум, болтливый моралист, абстрактный теоретик или что-нибудь в этом роде. Но вас можно уничтожить и прибегнув к приему Non habet. Можно сказать, что вам не хватает тонкого остроумия, непосредственности чувств и интуитивной фантазии. Если же вы окажетесь именно непосредственным человеком, обладающим тонкой интуицией, вас можно сразить утверждением, что вам недостает твердых принципов, глубины убеждений и вообще моральной ответственности. Если вы рассудочны, то вы ни на что не годитесь, так как лишены глубоких чувств, если вы обладаете ими, то вы просто тряпка, потому что вам не хватает более высоких рациональных принципов. Ваши подлинные свойства не имеют значения - нужно найти, чего вам не дано, и втоптать вас в грязь, отправляясь от этого.

5. Пятый прием называется Negare (здесь: отрицать наличие - лат.) и состоит в простом отрицании всего вашего, всего, что вам присуще. Если вы, к примеру, ученый муж, то можно игнорировать этот факт и сказать, что вы поверхностный болтун, пустозвон и дилетант. Если вы в течение десяти лет упорно твердили, что (допустим), верите в чертову бабушку или Эдисона, то на одиннадцатом году о вас можно заявить в полемике, что никогда еще вы не поднимались до позитивной веры в существование чертовой бабушки или Томаса Альвы Эдисона. И это сойдет, потому что непосвященный читатель ничего о вас не знает, а посвященный испытывает чувство злорадства от сознания, что у вас отрицают очевидное.

6. Imago (здесь: подмена - лат.) - шестой прием. Заключается в том, что читателю подсовывается некое невообразимое чучело, не имеющее ничего общего с действительным противником, после чего этот вымышленный противник изничтожается. Например, опровергаются мысли, которые противнику никогда и не приходили в голову и которых он, естественно, никогда не высказывал; ему показывают, что он болван и глубоко заблуждается, приводя в примеры действительно глупые и ошибочные тезисы, которые, однако, не принадлежат ему.

7. Pugna (избиение - лат.) - прием, родственный предыдущему. Он основан на том, что противнику или концепции, которую он защищает, присваивают ложное название, после чего вся полемика ведется против этого произвольно взятого термина. Этим приемом пользуются чаще всего в так называемых принципиальных полемиках. Противника обвиняют в каком-нибудь непотребном "изме" и потом разделываются с этим "измом".

8. Ulixes (Улисс (Одиссей) - символ хитрости - лат.) - прием восьмой. Главное в нем - уклониться в сторону и говорить не по существу вопроса. Благодаря этому полемика выгодно оживляется, слабые позиции маскируются, и весь спор приобретает бесконечный характер. Это также называется "изматывать противника".

9. Testimonia (свидетельства - лат.). Этот прием основан на том, что иногда удобно использовать ссылку на авторитет (какой угодно), например, заявить - "еще Пантагрюэль говорил" или "как доказал Трейчке". При известной начитанности на каждый случай можно найти какую-нибудь цитату, которая наповал убьет противника.

10. Quousque... (доколе... - лат.) Прием аналогичен предыдущему и отличается лишь отсутствием прямой ссылки на авторитет. Просто говорят: "Это уже давно отвергнуто", или "Это уже пройденный этап", или "Любому ребенку известно", и так далее. Против того, что опровергнуто таким образом, не требуется приводить никаких новых аргументов. Читатель верит, а противник вынужден защищать "давно опровергнутое" - задача довольно неблагодарная.

11. Impossibile (здесь: нельзя допускать - лат.). Не допускать, чтобы противник хоть в чем-нибудь оказался прав. Стоит признать за ним хоть крупицу ума и истины - проиграна вся полемика. Если иную фразу нельзя опровергнуть, всегда еще остается возможность сказать: "Господин Икс берется меня поучать...", или "Господин Икс оперирует такими плоскими и давно известными истинами, как его "открытие...", или "Дивись весь мир! Слепая курица нашла зерно и теперь кудахчет, что...". Словом, всегда что-нибудь да найдется, не так ли?

12. Jubilare (торжествовать - лат.). Это один из наиболее важных приемов, и состоит он в том, что поле боя всегда нужно покидать с видом победителя. Искушенный полемист никогда не бывает побежден. Потерпевшим поражение всегда оказывается его противник, которого сумели "убедить" и с которым "покончено". Этим-то и отличается полемика от любого иного вида спорта.
Борец на ковре честно признает себя побежденным; но, кажется, ни одна еще полемика не кончалась словами: "Вашу руку, вы меня убедили".

:D :D :D
  • 6

...Миром правит любовь. А она, как известно, слепа и зла...

 

91482288_62069851_14.gif


#2
дженни

дженни

    Десятник

  • Новичок
  • Pip
  • 38 сообщений
2 - Репутация
  • На счете:-200 тугриков
:rofl:
Здорово, спасибо
  • 0

#3
LOGIKA

LOGIKA

    Administrator

  • Автор темы
  • Демиург
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 32294 сообщений
108304 - Репутация
  • На счете:39750.051 тугриков

:rofl:
Здорово, спасибо

Мне тоже понравилось, дженни...))
Что-то знакомое угадывается в словах Чапека, не правда ли?..
Иногда так неудержимо хочется последовать одному из пунктов этих "Правил ведения полемики", что еле сдерживаешься, верно? :wink:
  • 2

...Миром правит любовь. А она, как известно, слепа и зла...

 

91482288_62069851_14.gif


#4
дженни

дженни

    Десятник

  • Новичок
  • Pip
  • 38 сообщений
2 - Репутация
  • На счете:-200 тугриков
согласна. :D
статья вообще очень полезная! еще и в тему оказалась - очень моя одна знакомая любит применять некоторые описанные приемы. теперь знаю, как с этим бороться :D еще и не я одна.
еще раз БОООЛЬШОЙ РЕСПЕКТ за статью.
Нет ли еще чего-нибудь интересного от этого автора? Очень жалею, что практически не знакома с его творчеством. Только теперь поняла, сколько потеряла
  • 1

#5
LOGIKA

LOGIKA

    Administrator

  • Автор темы
  • Демиург
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 32294 сообщений
108304 - Репутация
  • На счете:39750.051 тугриков
дженни, с Вами очень приятно общаться!))

Ка́рел Ча́пек (чешск. Karel Čapek, 1890—1938) — один из самых известных чешских писателей XX века, прозаик и драматург. Автор знаменитых пьес «Средство Макропулоса» (Věc Makropulos, 1922), «Мать» (Matka, 1938), «R.U.R.» (Rossumovi Univerzální Roboti, 1920), романов «Фабрика абсолюта» (Továrna na absolutno, 1922), «Кракатит» (Krakatit, 1922), «Гордубал» (Hordubal, 1933), «Метеор» (Povětroň, 1934), «Обыкновенная жизнь» (Obyčejný život, 1934; последние три образуют т.н. «философскую трилогию»), «Война с саламандрами» (Válka s mloky, 1936), «Первая спасательная» (První parta, 1937), «Жизнь и творчество композитора Фолтына» (Život a dílo skladatele Foltýna, 1939, незакончен), а также множества рассказов, эссе, фельетонов, сказок, очерков и путевых заметок. :)
Замечу, кстати, что Чапек изобрёл слово «Робот»…))
Сама я читала только роман «Война с саламандрами» и смотрела несколько раз пьесу «Средство Макропулоса» в разном исполнении. Чудесная вещь!
:)
  • 1

...Миром правит любовь. А она, как известно, слепа и зла...

 

91482288_62069851_14.gif


#6
дженни

дженни

    Десятник

  • Новичок
  • Pip
  • 38 сообщений
2 - Репутация
  • На счете:-200 тугриков
"Фабрика абсолюта" оказалась знакомым романом, но это единственное, что знаю у Чапека.
Пыталась найти "Средство Макропулоса" - но неудачно пока. А чья постановка спектакля лучше? и есть ли он в нете? Очень хочется посмотреть
  • 0

#7
LOGIKA

LOGIKA

    Administrator

  • Автор темы
  • Демиург
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 32294 сообщений
108304 - Репутация
  • На счете:39750.051 тугриков
:dontknow:
Про инет я, к сожалению, не в курсе, не искала. У нас на TV есть канал "Ностальгия", там иногда показывают.
А на вопрос "лучше - хуже" ответить не могу. "Средство Макропулоса" - это классика, её переиграли почти все великие.
Да Вы видели этот спектакль наверняка, в детстве. Просто не помните названия.
Сюжет простой и в то же время интригующий.
Учёный Макропулос в XVIII веке изобрёл средство для бессмертия - и испробовал его на собственной дочери.
Девушка стала знаменитой актрисой, пережившей столетия, меняющей имена, но не увядающей.
В общем, пьеса захватывает...
Припоминаете,дженни?
  • 1

...Миром правит любовь. А она, как известно, слепа и зла...

 

91482288_62069851_14.gif


#8
дженни

дженни

    Десятник

  • Новичок
  • Pip
  • 38 сообщений
2 - Репутация
  • На счете:-200 тугриков
Да, сюжет знакомый :) Странно, что никак не связывала его с именем Чапека. :wall:
тем более стоит посмотреть еще раз - так много неожиданного и нового можно найти в прошлом
  • 0

#9
End User

End User

    Двухсотник

  • Новичок
  • PipPipPipPipPip
  • 233 сообщений
39 - Репутация
  • На счете:-200 тугриков
http://www.ark.ru/in...ved/logika.html :rolleyes:
  • 0
Мысль, повторённая трижды становится мудростью.
Мысль, повторённая трижды становится мудростью.
Мысль, повторённая трижды становится мудростью.
/Годзилла Занудный/

#10
Divlji-Badem

Divlji-Badem

    Двухсотник

  • Новичок
  • PipPipPipPipPip
  • 270 сообщений
29 - Репутация
  • На счете:-200 тугриков
Здорово! :)
А мне эти 12 пунктов отчасти напомнили льюисовские "Письма Баламута". Особенно "пройденный этап..." и т.п. :) Правда, похоже на технику Баламута? :)
  • 2

#11
LOGIKA

LOGIKA

    Administrator

  • Автор темы
  • Демиург
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 32294 сообщений
108304 - Репутация
  • На счете:39750.051 тугриков
Мда... Столько лет прошло... Столько воды утекло... И Карела Чапека давно нет в живых...
А его "12 приёмов литературной полемики" всё так же актуальны в наши дни.
Тенденции ведения дискуссии в стиле "12 приёмов..." хорошо прослеживаются в перебранках форумчан.
Виртуальность данного общения ничуть не влияет на принципы, которыми руководствуются любители словоблудия...
  • 2

...Миром правит любовь. А она, как известно, слепа и зла...

 

91482288_62069851_14.gif


#12
pogoda

pogoda

    Полутысячник

  • Завсегдатай
  • PipPipPipPipPipPip
  • 709 сообщений
221 - Репутация
  • На счете:-200 тугриков

Мда... Столько лет прошло... Столько воды утекло... И Карела Чапека давно нет в живых...
А его "12 приёмов литературной полемики" всё так же актуальны в наши дни.
Тенденции ведения дискуссии в стиле "12 приёмов..." хорошо прослеживаются в перебранках форумчан.
Виртуальность данного общения ничуть не влияет на принципы, которыми руководствуются любители словоблудия...


Седьмой и восбмой пункты в особенности )
Видимо поиск вопросов и ответов всё ещё менее популярен, чем желание доказать, что ты прав
  • 1




Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых