Начало открытого информационного противостояния Украины и России в конце 2013 г. обозначило два противоположных лагеря: с одной стороны – это аудитория, которая поддерживала события в Украине и осуждала Россию (главным образом это США и ЕС), а с другой – государства Таможенного союза (Россия, Беларусь и Казахстан).
Развитие событий начала 2014 года внесло свои коррективы в информационную диспозицию евразийских государств. Аннексия Россией украинского Крыма создала предпосылки для каждого из государств стать на одну из сторон противоборства и определить свои информационные приоритеты. В марте 2014 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, подтверждающую территориальную целостность Украины. За принятие резолюции проголосовали 100 членов Генеральной Ассамблеи, против – 11. В их числе – Армения, Беларусь и Россия. Еще 58 делегаций, включая Китай и Казахстан, воздержались.
Дальнейшая динамика событий не осталась без реакции мирового информационного пространства. Российская агрессия на Донбассе и апрельские события по развязыванию войны заставили некоторые государства по-другому трактовать события в Украине. Так, Беларусь, которая неразрывно связана с Россией таможенным и информационным пространством, стала критично отзываться о кремлевской террористической помощи для Донбасса. Минск уже официально обнародовал решение об укреплении границ с неспокойным российским соседом и заявил о наказании белорусов-активистов, направлявшихся воевать на юго-восток Украины.
В этом контексте обращают на себя особое внимание позиции двух воздержавшихся государств азиатского Востока – Казахстана и Китая.
На информационной политике Казахстана следует остановиться детально.
Казахстан – государство, которое с самого начала своей независимости пожелало остаться в орбите России. Более двадцати лет у Казахстана и России была единая информационная политика, и сегодня выйти из зоны этого влияния оказалось непросто. Кроме этого, Казахстан старается вести толерантную государственную политику, подражающую принципам демократического общества и президентское влияние на происходящие процессы в стране нельзя сравнивать с решительностью и резкостью белорусского коллеги А.Лукащенко. Здесь необходимо учитывать менталитет казахского народа с чертами восточной мудрости, азиатской терпеливости и европейского трудолюбия.
По большому счету, информационное присутствие (пока упустим понятие «давление») России чувствуется везде. Например, россиян в Казахстане считают более образованными и светскими. Русский язык для казахов – второй язык общения. Особой популярностью, как это ни странно, здесь пользуется российская символика. В последние годы на автомобилях стала модной российская государственная атрибутика. А вообще, Северный Казахстан настолько русифицирован, что заявления одиозных кремлевских чиновников о передаче его в Россию стали звучать чересчур часто. Безответственные и провокационные реплики российских политиканов таких как В.Жириновский, Г.Зюганов, Э.Лимонов и др., Кремль почему-то оставляет без внимания. При этом все понимают, что подобные неосторожные высказывания российских политических деятелей способствуют росту сепаратистских настроений в русской среде Казахстана.
Фактически в стране сформировались два информационных поля: русскоязычное и казахскоязычное. Первое формируется, в значительной степени, российскими средствами массовой информации. Никакого секрета нет, что более половины жителей страны находятся в зоне влияния русскоязычной прессы. По результатам переписи населения 2013 г. россиян в Казахстане проживает 22 %, а казахов – 65 %, но более 60 % всего населения разговаривают на русском языке. Около 70 % СМИ в Казахстане выходят также на русском. В пакете общедоступных телевизионных каналов в Казахстане присутствуют «Россия-1», «Россия-24», «РТР-Планета», «Наука 2.0», «EuroNews на русском языке», «НТВ», РЕН ТВ», СТС Медиа», «LifeNews». Среди FM радио можно встретить «Русское радио», «Радио Ретро», «Авторадио», «Радио Nostalgie». Российские телеканалы господствуют в северных регионах Казахстана и жители узнают новости через российские радио- и телеканалы, газеты и журналы. Это парадокс, но в Казахстане в данное время продается больше российских печатных изданий, чем казахстанских.
Очевидно, этот фактор сыграл свою решающую роль в расчленении информационного общества Казахстана на сторонников России и ее противников. Катализатором такого деления стали последние события, связанные с переходом Крыма под юрисдикцию России, которое рассматривается Украиной, как грубое нарушение целостности своей территории.
Однако, со стороны южных границ Казахстана происходит влияние на его информационное поле соседнего государства – Узбекистана. Населению южного Казахстана не доступны государственные телеканалы и Ташкент активно заполняет вакуум своими национальными каналами УзТВ-1 и УзТВ-2.
В этой ситуации Россия прекрасно понимает, что сегодняшняя аудитория Казахстана разбита на три основных информационных лагеря – пророссийский (примерно 50%), проказахский (примерно 40 %), проузбекский (примерно 10 %). В ситуации, когда половина аудитории Казахстана подчинена российскому информационному влиянию создает реальную информационную угрозу. Как утверждал древний китайский стратег Сунь-Цзы, если овладел умами противника – можно начинать войну.
Казахстан – активный участник Таможенного союза, всегда поддерживал Россию в реализации ее интересов. А Кремль, в свою очередь, никогда не упускал возможности использовать Таможенный союз как средство реализации своих внешнеполитических целей на постсоветском пространстве. Для Казахстана были созданы информационные рамки, которые ограничивали ему свободу в решении многих вопросов. На фоне этих проблем усиливались противоречия с Россией. В апреле 2013 г. президент Казахстана Н. Назарбаев раскритиковал попытки россиян «прикрываться маской» Таможенного союза во внешней политике Кремля. По словам Н. Назарбаева, Казахстан рассматривает ТС исключительно как механизм экономической интеграции трех стран и может выйти из этой организации в случае посягательства на суверенитет его страны. «Натянутые» российско-казахстанские отношения длятся достаточно давно и время от времени создают информационные всплески.
Так в конце августа 2014 г. Путин в одном из интервью заявил, что у казахов никогда не было государственности. А Назарбаев – это единственный сдерживающий фактор роста националистических настроений в Казахстане. Политологи между строк прочитали, что Путин хочет видеть гарантированного преемника, которого будет рассматривать как надежного продолжателя дела Назарбаева.
В ответ на это, 2 сентября 2014 г. Н. Назарбаев в интервью гостелеканалу «Хабар» акцентировал внимание на возможности выхода Казахстана из Евразийского экономического союза (ЕАЭС), если будет угроза независимости республики.
«Казахстан искусно балансирует между двумя великими державами – Россией и Китаем», такое мнение высказал бывший посол Китая в Астане Чэн Гопин. Дело в том, что Китай давно претендует на территории Казахстана и добивается этого путем информационного давления на казахстанскую аудиторию. Китай не скрывает, что очень заинтересован в природных ресурсах Казахстана и не устает «намекать» об их общей границе. В связи с этим, казахстанцы выражают тревогу в том, что китайцы могут их колонизировать, как муравьи.
Под информационным предлогом развития взаимного доверия и решения общих вопросов безопасности, последние двадцать лет Пекин ищет предлоги усилить влияние Китая на казахстанский и российский регионы.
В Китае создана мощная тайная государственная система ведения информационного противоборства, которая позволяет осуществлять массированное применение сил и средств в нужное время. Основные направления этой системы сосредоточены на медийной составляющей информационного рынка, работе с негосударственными общественными организациями за рубежом, развитии культурных связей, а также на кибероперациях.
По данным из открытых источников, Пекин ежегодно выделяет до 45 млрд. юаней (порядка 6,6 млрд. долларов) на работу китайских иноязычных СМИ. Китай стремительно выходит на международный информационный рынок через расширение сотрудничества и приобретение долей в иностранных СМИ. Их цель – создать на основе действующих СМИ двуязычных англо-китайских проектов, ориентированных на пропаганду Китая и китайской культуры.
За информационным Китаем закрепилась слава мировой школы хакеров. Анализ открытых источников дает основания утверждать, что большинство хакерских атак из Китая имеют четко направленный характер, согласованны по времени, нацелены на определенный объект. Министерство государственной безопасности Китая создало в своем подчинении специальные структуры информационной безопасности в сети интернет. Их задача упреждать атаки на государственные интернет-ресурсы, вести интернет-разведку и проводить активные мероприятия в сетях неприятеля.
Особую роль в системе информационной безопасности Китая играет китайская диаспора за рубежом. По некоторым данным, в США официально проживают около 20 млн. китайских эмигрантов. В России ситуация куда печальнее – по состоянию на 2012 г. в Россию переехало около 9 миллионов граждан Поднебесной, причем 5 миллионов – нелегально. При этом общая численность россиян составляет 145 млн. чел.
Российское руководство мастерски скрывает демографическую экспансию Китая на незаселенные земли России. Более того, удивляет уступчивость Путина, который в 2004 г. «подарил» Пекину остров Тарабаров и часть острова Большой Уссурийский протяженностью около 40 км. Этот факт китайцы восприняли, как слабость России, и уже через несколько месяцев начали требовать линию границы по Южной Якутии и по Становому хребту заявляя, что якобы Айгуньский договор 1858 г. и Пекинский трактат 1860 г. между Россией и Китаем подписаны незаконно.
В 2009 г. Китай предложил России взять в аренду половину Владивостока на 75 лет и включить его в провинцию Харбин. К этому событию были хорошо подготовлены местные СМИ так, что население Владивостока не было против.
В марте 2014 г. Всекитайское собрание народных представителей зарегистрировало законопроект о присоединении российских территорий, в котором был предложен вариант в обход международных договоренностей. По мнению Пекина, это может быть возможным в таких случаях: если был проведен референдум о присоединении территории к Китаю, если было обращение к китайскому руководству легитимных органов государственной власти региона, или в случае, когда этническим китайцам угрожает опасность, расовая дискриминация, и т.п.
Кроме того, был предложен еще один законопроект об упрощении получения гражданства Китая для жителей России. Вводился новый порядок, который снимал требования, связанные с необходимостью проживания на территории Китая, наличием законного источника средств к существованию, отказом от гражданства России и др.
О том, что Китай претендует на российскую территорию – не новость. Полуторамиллиардному населению просто нужно место, где жить. А на севере – Казахстан и Россия, гигантские территории и ресурсы, где почти нет местного населения (плотность населения дальневосточных территорий РФ – менее одного человека на квадратный километр). К примеру, байкальская вода для китайцев сейчас ценнее нефти, потому, что их экологическая ситуация с каждым годом ухудшается.
Более того, Китай к границам России уже ведет строительство широкополосных дорог на бетонной основе, очевидно для переброски тяжелой техники и вооружения. По завершению строительства через пару лет Китай сможет беспрепятственно перебазировать войска и технику вдоль всей границы с Россией, и вести наступательные операции по стратегически важным направлениям.
Уже сегодня в СМИ Китая можно встретить прогнозы о развитии наступательной операции на Север – это один из методов информационного давления. Многие из них сводятся к тому, что Пекин будет действовать «московскими» методами. Очевидно, этим можно пояснить немногословность китайских дипломатов на последних заседаниях Генеральной Ассамблеи ООН.
С точки зрения информационной войны, к реализации российских замыслов Китай полностью подготовлен:
· восточные регионы РФ заселены китайскими переселенцами, которые уже выполняют функции разведагентов КНР;
· в городах России проживают многочисленные диаспоры китайцев, которые в любой момент могут заявить об их расовой дискриминации;
· китайский язык в России не имеет никакого статуса и можно утверждать, что происходит его вытеснение;
· китайцев воспринимают как восточных гастарбайтеров и подвергают угнетениям и унижениям со стороны россиян и так далее.
Поэтому, следует полагать, что информационная операция Китая по аннексии северо-восточных территорий России по большому счету, уже находится на начальной фазе ее реализации. Иными словами – Китай создал минимально необходимые условия для экспансии в Россию. По всей видимости, следующим этапом развития ситуации будет убеждение мирового сообщества в необходимости китайского военного присутствия на отдельных территориях РФ.
***
Таким образом, информационные отношения России и Казахстана напоминают тлеющие и иногда вспыхивающие противоречия, в которых пытается доминировать Москва. При этом Москва не упускает возможности лишний раз проявить свое преобладание, что трансформируется в кратковременный, но весьма импульсивный межгосударственный конфликт.
Население Казахстана условно разделено на пророссийскую (около половины от общего числа), проказахскую и проузбекскую аудитории. В казахстанском информационном поле примерно половину рынка занимают российские телевизионные и радиоканалы и печатные издания.
Кроме этого, Россия подвержена «мягкому» информационному влиянию со стороны Китая, который преследует цель создать информационный прецедент для военной экспансии на территории РФ. При этом, дальнейшее развитие событий со стороны Китая прогнозируется именно по «московскому» сценарию, что практически не оставляет для других стран поля для информационного маневра.
Вячеслав Гусаров, эксперт ЦВПИ по вопросам информационной безопасности для ИАЦ РНБО