В декабре 2013 года фотографу Мээри Коутаниеми удалось попасть на обряд обрезания двух девушек-подростков из племени Масаи в кенийской деревне. Несмотря на то, что женское обрезание, являющееся, по сути, нанесением увечий женским половым органам, в Кении противозаконно, оно широко практикуется, особенно на северо-востоке страны. 80 процентов живущих там девушек и женщин являются обрезанными.
1. Исина и Насириан – 14-летние девушки. В хижине своей родной деревни они ждут наступления утра, когда им будет сделано обрезание. Имена девушек изменены.
Фонарик, находившийся в руках у ребенка, был единственным источником света в глиняной хижине. Ребенок освещал фонариком лежащую на полу девушку. Луч света падал на место будущей операции. Импровизированный хирург готовился к процедуре при свете фонарика.
Ребенок, держащий фонарик, был довольно рассеян. Его взгляд блуждал по хижине, и также беспорядочно трясся луч света от фонарика.
2. Деревня племени Масаи, которую посетила Мээри Коутаниеми, расположена на плато в нескольких часах езды от города Нарок.
Фотограф Мээри Коутаниеми прибыла в кенийскую деревню племени Масаи днем ранее. Несколько часов она добиралась сюда на телеге. Ближайший к деревне город – Нарок.
В дороге Коутаниеми сопровождал мужчина из племени Масаи, с которым она познакомилась на Facebook. Мужчина работает учителем в кенийском приюте, куда могут прийти девушки племени Масаи, желающие избежать обрезания. Там они получают возможность учиться в школе.
3. Женщины чистят картошку для праздничного обеда.
Коутаниеми объяснила мужчине, что хочет запечатлеть обряд обрезания девушек. Она рассказала о своем желании бороться против многовековой традиции и о том, что уже приступила к написанию книги.
Она была удивлена, получив по электронной почте ответ. Фотосъёмка может состояться. Коутаниеми полетела в Кению.
4. Деревенские дети несут ветки, предназначенные для различных ритуалов, связанных с обрядом обрезания.
Йемен, находящийся в Западной Африке на Аравийском полуострове, принадлежит к окраинной части Африки, где женское обрезание является частью традиционной культуры. К этой области принадлежат такие страны, как Сьерра-Леоне, Сенегал, Гвинея, Мавритания, Мали, Судан, Египет, Джибути, Эфиопия, Эритрея и Сомали. Старому обычаю наряду с мусульманами следуют и христиане, и язычники.
Возникновение подобной традиции, вероятно, связано с тем, что половые органы женщин считались нечистыми. Обрезание делали также с целью уменьшить сексуальное удовольствие у женщин, и, как следствие, количество супружеских измен.
5. За день до обрезания девушкам обрили волосы и брови. Сбриваемые волосы смачивали молоком.
В некоторых районах обрезание девушек делается в младенческом возрасте, в других – в подростковом.
В лучшем случае девушкам обрезают небольшую часть клитора. А во время самых жестоких операций удаляются все наружные половые органы: капюшон клитора, клитор, а также малые и большие половые губы. Иногда вход во влагалище зашивается, а для мочи, менструальной крови и полового акта оставляется маленькое отверстие. Такие операции до сих пор распространены в Сомали, хотя уже на протяжении многих лет там ведется активная борьба против обрезания.
6. В тот же день делалось обрезание также и двум мальчикам. Их тоже обрили наголо.
Обрезание делается в примитивных условиях, и с процедурой связано множество рисков. Девушка может получить болевой шок или заражение крови. Перенесшие обрезание женщины могут страдать от хронических воспалений, мочеиспускание и половой акт могут стать болезненными, а роды – опасными для жизни.
По оценкам Всемирной организации здравоохранения, в мире насчитывается 140 миллионов женщин, перенесших обрезание.
Каждый год в Африке обрезание делается трем миллионам девушек. Согласно данным Международного чрезвычайного детского фонда ООН, в Сомали, Гвинее, Джибуте и Египте как минимум девять из десяти женщин и девушек – обрезаны.
7. Отец девушек, которым предстоит обрезание, с одной из четырех жен.
Например, в Египте подобные операции были запрещены в 2008 году, и после этого их число уменьшилось. Тем не менее, даже в наиболее развитых городах северной части страны девушек продолжают принуждать к операции. В этих областях живет много так называемых коптов – христиан Египта. Они также следуют этой традиции.
В Кении обрезание девушек также является незаконным. В некоторых же племенах, как и у Масаи, обрезание до сих пор является почитаемой традицией, которой очень сложно положить конец.
Большая часть масаев является язычниками, но среди них есть и христиане. Согласно их древним обычаям, только обрезанную девушку можно считать нормальной, то есть чистой и порядочной.
8. Брови тоже сбрили.
Когда фотограф Мээри Коутаниеми, наконец, прибыла на место, деревенские мужчины были, говоря прямо, пьяны в стельку. Обрезание – большой праздник, и выпивки было хоть отбавляй.
Коутаниеми поговорила с деревенскими жителями и сделала фотографии глиняных хижин, домашних животных и ритуальных обрядов. Нескольких животных забили в честь праздника. Обрезание было назначено на следующий день.
9. Перед обрядом обрезания на тело отца девушек (второй слева) и его жён наносится охра.
В этот раз обряду подвергались две девочки и два мальчика, которые приходились друг другу сводными братьями и сестрами. У детей общий отец.
Коутаниеми называет девушек Исина и Насириан. Она не хочет раскрывать настоящие имена девушек. Им обеим по 14 лет.
10. Мейооли и Дженнифер – единственные жители деревни, выступающие против обрезания. Дженнифер, сводная сестра Исины и Нисириан, поступила в городе в колледж. Она тоже обрезана.
Коутаниеми разрешили присутствовать в хижине, когда девочкам сбривали волосы на голове и брови. После этого их оставили дожидаться утра. Обрезание молодых людей мог бы сделать врач. Но в случае с девушками обряд соблюдается неукоснительно. В соответствии с традицией, для проведения процедуры была приглашена женщина из этой же деревни.
Обрезание у мальчиков делают во многих культурах по всему миру. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, почти каждый третий мужчина на планете обрезан. Обрезание мальчика, сделанное врачом, является относительно безопасным и обходится без последствий, если оно выполнено в стерильных условиях.
11. Мать Исины демонстрирует лезвие бритвы, которым будут изувечены половые органы её дочери.
Солнце село, и на деревню опустилась холодная ночь. Температура упала ниже десяти градусов.
Коутаниеми разрешили переночевать в деревне в одной из хижин. На деревянной скамье лежало покрывало. Утром на коже она обнаружила небольшие укусы, которые чесались. Обрезание делали рано утром. Каждую из девушек обрезали дома.
12. Жители деревни наблюдают, как девушек бреют.
Было оговорено, что Коутаниеми сможет следить за происходящим и свободно фотографировать, не снимая половые органы девушек.
Коутаниеми отметила, что деревенские хижины состояли их двух комнат без окон: в одной из них жили люди, а в другой – животные. Там, где жили люди, горел открытый огонь. Для отвода дыма в стене было лишь маленькое отверстие. Женщины собрались в части дома, предназначенной для животных. На земляном полу была разложена шкура животного, на которую легла Насириан.
13. Волосы сбриваются при помощи молока.
Всё произошло в комнате, где было темно и так много дыма, что внутри было сложно дышать. Насириан удерживали за руки и ноги.
Девочка была сильной и боролась. Шесть женщин, стоящие на земле на четвереньках, пытались удержать её на полу. Ей не сделали анестезию и не дали болеутоляющих. Только поливали холодной водой из ведра. Обрезание было сделано с помощью обычного бритвенного лезвия.
14. Девушкам не делают анестезию и не дают болеутоляющих, если не считать ведра холодной воды.
Коутаниеми кашляла и делала фотографии. Они заметила, что Насириан истекает кровью. Маленький ребенок держал фонарик. Луч света блуждал по хижине. Насиран кричала.
Коутаниеми задыхалась. Ей приходилось время от времени выбегать из задымленной комнаты на улицу, чтобы откашляться и остановить приступы рвоты. Из хижины доносился жуткий крик.
15. Вшестером удерживают девушку на месте.
Пришла очередь Исины, и женщины перешли в другую хижину.
Когда второе обрезание уже началось, в хижину зашли старые мужчины-масаи. Они были рассержены и велели Коутаниеми прекратить съемку. Они сказали, что она нарушила соглашение и сделала фотографии половых органов девушек. Коутаниеми была вынуждена уйти.
16. Одна из женщин держит запястья Исины, в то время как другая увечит ей половые органы.
После операции истекающих кровью девочек оставили отдыхать. Коутаниеми разрешили только быстро навестить Насириан. Она лежала в хижине под одеялом.
Коутаниеми объяснили, что в течение четырех недель девушкам надо соблюдать постельный режим, есть мясо и пить коровью кровь. Так делалось всегда. Исходя из того, что она увидела, девушки были лишены большей части наружных половых органов, но влагалище зашивать не стали.
17. Так как обрезание делается без обезболивания, девушки кричат от боли.
«Это было ещё более жестоко, чем я себе представляла. После обрезания половые органы девушек изменились до неузнаваемости», – сказала Коутаниеми.
После произошедшего она ощущала бессильную злобу. Было сложно притворяться бодрой и дружелюбной, как того требовали хорошие манеры. В течение нескольких следующих часов она делала фотографии поселения. Затем поняла, что больше не может здесь оставаться, и спешно покинула деревню.
18. В старой газете, висящей на стене хижины отца девушек, говорится: «Женщины всегда изменяют, мужчинам остается только смириться и продолжать жить».
Ни одной из обрезанных девушек ещё не выбрали мужа. По крайней мере, так сказали Коутаниеми.
Родители девочек настаивали на том, чтобы их дочерям сделали обрезание. Так они получили возможность выйти замуж. Это было главной целью церемонии.
19. После операции Насириан оставили отдыхать. По старой традиции, после обрезания девушка должна лежать в течение четырех недель, пока заживают раны.
Когда Коутаниеми спросила у них, зачем они желали девочкам пройти обряд обрезания, родители твердили одно и то же: «Это прекрасная традиция. Мы желаем дочкам только лучшего».
У одной из матерей четыре старшие дочки из пяти уже прошли обряд обрезания. Одну из них Коутаниеми встретила в городе Нарок. Девочку отправили туда учиться в колледже.
Однако отец не знал, что произошло с его дочерью в городе. В колледже девушка начала выступать против обрезания. Она решила поднять вопрос о его опасности, в том числе, и в своей деревне.
20. Исине советовали не бояться обрезания и его последствий...