Однажды на работе увидел вот такого полноприводного "Монстра".
В том, что это "Соболь" я не усомнился, но "Соболь" который гребёт всеми четырьмя - это интересно! Вот, что удалось найти:
Новый Соболь 4×4 и потомки мистера Фордзона (с)
В чём отличия старой трансмиссии от новой? Всё просто. Раньше на Соболях применялся постоянный полный привод — крутящий момент непрерывно распределялся между передним и задним ведущими мостами. Теперь же вместо «нивовской» схемы «full-time» внедорожники из Нижнего Новгорода перешли на «уазовскую» (почему газовцы вполне справедливо называют данную схему «газовской», мы подробно рассказывали): привод — на задние колёса, а «передок» подключается жёстко. Шаг назад? Ведь подключаемый полный привод «part-time» — схема более древняя и менее продвинутая! Не торопитесь с выводом.
Два года назад мы тестировали полноприводный Соболь. И остались крайне довольны проходимостью — рамный внедорожник вселял фантастическое чувство вседозволенности. Но какими звуками сопровождалось покорение снежной целины! Заунывно гудела раздатка, нервно дребезжали рычаги. И надёжность, говорят, хромала. Уже тогда газовские инженеры думали, как сделать внедорожник более тихим и надёжным...
И вот результаты этих раздумий. Во-первых, на заводе провели работу над улучшением качества шестерён раздатки. Во-вторых, в передачах от раздаточной коробки к переднему и заднему мостам применены «шрусы» (шарниры равных угловых скоростей) вместо крестовин (именно они были главными источниками шума). В-третьих, исчезла другая причина акустического дискомфорта — межосевой дифференциал. Так Соболь 4×4 отказался от прежней идеологии полного привода. А что приобрёл взамен?
«Гоночные» наклейки на бортах Соболя появились не случайно. Эта машина работала пресс-каром на Шёлковом пути:
на ней журналисты ездили по фототочкам — местам, которые организаторы марафона определили
как самые живописные для фотосъёмки
Внешне — никаких отличий. И интерьер нового Соболя 4×4 ничем не отличается от салона предшественника: возле рычага КПП по-прежнему торчат ещё две «палки». Правой включается пониженная передача, а левой — передний мост (раньше этот рычаг заведовал блокировкой межосевого дифференциала). Так что отличить старый внедорожник от нового можно только по жёлтой наклейке на передней панели, где нарисована схема управления трансмиссией: если написано про блокировку дифференциала — это старый «full-time», если про подключение переднего моста — новый «part-time».
Может, стоило перейти на кнопочное управление раздаткой? Так, например, сделал УАЗ. Теперь управление трансмиссией Патриота возложено на модную крутилку — об этом новшестве рассказывают наши материалы «Обновлённый UAZ Patriot. Ещё не кроссовер, уже не внедорожник?» и «Патриоты в Абхазии». Но газовцы не стали этого делать принципиально. Как показали опросы, для российских джиперов рычаги — это святое: на тяжёлом бездорожье точно знаешь, что ничего не заглючит. Тем более, что рычаги больше не вибрируют на холостых оборотах, а усилия при включении «передка» и «понижайки» стали адекватными.
Передняя панель Соболя сидит как влитая — ни единого скрипа!
А как притихла трансмиссия! «Чу-чух-чух, чу-чух-чух... Звуковое сопровождение такое, будто разгоняешься на паровозе», — описывали мы звуки, сопровождавшие работу прежней «раздатки». Теперь же... Не сказать, что полная тишина, но по звуку полноприводную машину не отличить от обычного заднеприводного Соболя. Даже когда скорость переваливает за 100 км/ч. Помнится, именно на крейсерских скоростях прежняя генерация газовских полноприводников особенно сильно досаждала шумами и вибрациями.
В остальном — ничего нового. Рулевое управление «плотное», тормоза «цепкие» (наш экземпляр — без ABS, но ГАЗ уже приладил эту систему и к автомобилям 4×4), у порожней машины подвеска жёсткая, но не зубодробительная, а упругая. Дизель работает не громче бензинового УМЗ и хорошо тянет на «низах». Коробка передач при переключении на низшие передачи больше не «затыкается», стала лучше избирательность (третью и пятую теперь не спутаешь) — похоже, сказалась недавняя модернизация этого агрегата. Вот так незаметно, небольшими шажками, Соболь избавился от множества мелких недостатков, которые мы отмечали на тестовых машинах весной 2011-го...
Что газовцы не исправили, так это отсутствие буксирных проушин сзади. Для владельца внедорожника такой просчёт может стать очень неприятным сюрпризом: за что цеплять засевшую машину? Тем более, что засадить Соболь 4×4 можно накрепко — сказывается то самое ощущение вседозволенности, о котором мы говорили вначале. Внушительный клиренс, цепкая резина (на тестовых фургонах стояли покрышки Michelin Latitude Cross), удачный подбор передаточных чисел (на первой пониженной можно ползти по рыхлому песку, не касаясь педали акселератора) и мощная тяга турбодизеля заставляют забыть об осторожности!
Но если водитель не входит в детский азарт, увидев песчаный бархан или разбитый просёлок, бояться нечего. Мы, например, при всех попытках «вывесить» колесо для фотосъёмки, сделать этого не сумели. А застрявших коллег вытаскивали... Нет, не тросом, а нажатием «волшебной кнопки». На передней панели есть неприметная клавиша, которая включает блокировку заднего межколёсного дифференциала — с заблокированным «диффом» Соболь ползёт вперёд, даже когда картеры мостов уже начинают «пахать землю».
Вообще, для запаски в багажнике Соболя имеется специальное крепление.
Но если поставить более крупные покрышки (на нашей машине стояли Michelin Latitude Cross),
придётся либо возить запасное колесо на полу, либо своими силами переделывать штатный крепёж
Но хорошая проходимость — отнюдь не заслуга новой трансмиссии. Машины, у которых полный привод устроен по старой, «нивовской», схеме, на бездорожье ведут себя ничуть не хуже. Более того! С производства их снимать не планируют: «part-time» и «full-time» некоторое время будут выпускаться параллельно. Что выбрать? Конечно, тот Соболь, у которого реализован подключаемый полный привод, гораздо приятнее и экономичнее. Заметно экономичнее: если в смешанном режиме прежняя машина расходовала примерно 14 литров дизельного топлива на 100 км, то теперь полноприводник без особенного труда укладывается в «десятку». Но...
От конкретных советов мы, пожалуй, воздержимся — пускай потребитель решает, какая схема подходит ему больше. Тем более, что обсуждение достоинств и недостатков обеих конструкций стало давней традицией для джиперов всех стран. Зайдите на любой «полноприводный» форум и найдите тему «Что лучше: постоянный или подключаемый полный привод?». Но учтите, что изучение проблемы может затянуться — обычно под этим вопросом можно встретить несколько сотен разнообразных ответов.
Сколько стоит полный привод?Самый доступный Соболь 4×4, независимо от схемы полного привода, — это цельнометаллический фургон с бензиновым мотором УМЗ за 569 500 рублей. Мы же тестировали самую дорогую и «навороченную» версию: 7-местный салон, турбодизель Cummins, кондиционер, круиз-контроль и блокировка заднего дифференциала. За такую машину дилеры просят внушительные 766 тысяч. Много? Да, за эти деньги можно купить «паркетник», но если искать полноприводный фургон, то выбора просто не окажется!
Никаких неприятностей с четырьмя тестовыми Соболями на Шёлковом пути не произошло.
А расколотый бампер и погнутые буксировочные проушины — результат охоты фотографов за эффектными кадрами
Смотрите сами. По привычке конкурентом полноприводного Соболя считают уазовскую буханку (от 465 тысяч рублей), но это машина из середины прошлого столетия. Времени, когда комфорт и эргономика при создании автомобиля считались понятиями факультативными. И по габаритам УАЗ-3909 здорово проигрывает газовской «однотонке». UAZ Cargo? Он совсем маленький и может перевезти только 725 кг груза. Если же посмотреть на иномарки, то там ситуация совсем грустная: за самый простой фургончик Volkswagen Transpoter с полным приводом придётся выложить 1 476 400 рублей — на эти деньги можно взять парочку хорошо упакованных Соболей...