Сам себя он называет кинетическим скульптором, но к актуальному искусству Тео Янсен пришел достаточно извилистой тропой.
Он начинал изучать физику в Дельфтском Университете (1968), затем увлекся художественными идеями (с 1975) пишет картины, как и положено художнику.
Но в 1980 спокойная жизнь в рамках стандартного сценария закончилась: Тео берется за невиданный проект — инсценирует полет НЛО над Дельфтом. Для реализации этой затеи Янсен впервые использовал в качестве основного строительного материала желтую пластиковую трубку, которая затем перекочует в его будущие проекты. Четырехметровая тарелка, наполненная гелием, могла издавать звуки и излучать свет.
Запуск рукотворного НЛО сопровождал густой туман. Жители Дельфта и окрестностей были повержены в шок необычным зрелищем. Тарелка, как и положено уважающему себя НЛО, таинственно исчезла в облаках, оставив создателя на земле уже более известным человеком. В художнике и далее велась внутренняя борьба между "физиком и лириком", что выразилось в разработке машины для живописи (1981).
С 1990-х — и по сей день занимается многолетним проектом STRANDBEEST (прибрежные чудовища).
Чудовища умеют ходить, используя силу ветра,они не вязнут в песке, т.к. не имеют колес. Они чувствуют воду, всасывая через свисающую спереди трубку воздух, могут удерживаться при сильном ветре, забивая в землю встроенным молотком колышек.
Вот что гворит про свой проект сам Тео:
- С 1990 года я занят созданием новых форм жизни. Ни пыльца, ни семена, а желтые пластиковые трубы используется в качестве основного материала эта новая природа. Я создаю скелеты, которые живут за счет одного лишь прибрежного ветра, не требуя больше никакого дополнительного питания.
С течением времени эти скелеты станут лучше выживать в среде в среде таких природных элементов как ураганы и воды, и в конечном итоге, я поставлю этих животных в стадах и на пляжах, так что они будут жить своей собственной жизнью. Самостоятельно передвигающиеся животные не имеют желудка подобно Animaris Percipiere. Животное состоит из наполненных воздухом рециркулированных пластиковых бутылок.
Воздух закачивается высоким давлением ветра. Механизм использует различные велосипедные насосы. Некоторые из этих насосов приводят в движение крылья в передней части животного. Механизм работает несколько часов, а затем бутылка опять самостоятельно наполняется. Механизм расчитан на постоянное присутствие ветра. Хитрость заключается в том, чтобы получить, что поставить ветер под контроль и использовать его для перемещения животных. Для этого не требуется мышцы.
Береговые животные сконструированы из легких трубок. На конце внутренней трубки насажены резиновые кольца, работающие как поршень. Когда воздух проходит из бутылки через небольшую трубку внутри трубы, поршень выталкивается наружу и удлиняет мышцы. Мышцы береговых животных лучше всего можно сравнить с костью. Мышцы приводят в движение другие мышцы, которые в свою очередь открывают следущие клапаны, и так далее. В конечном итоге возникают особые центры управления, которые можно сравнить с мозгом".
Как-то Тео Янсен снимался для рекламного ролика BMW, где рассказывает о своих скульптурах, задаваясь вопросом: "Где кончается инженерия и начинается искусство?". В конце ролика художник отвечает сам себе, да и нам всем:
- Стена между искусством и инженерией существует только в нашей голове. ©