«Ахзарит» (ивр. אכזרית — «жестокая») — израильский тяжёлый гусеничныйбронетранспортёр на базе трофейных танков Т-54 и Т-55, захваченных уарабских стран.
История создания [
править]
Сложившаяся в Израиле ситуация с регулярными перебоями в снабжении государства оборонной техникой приучила израильских оборонщиков к бережному использованию имеющегося вооружения, военной техники и оборудования. Многие образцы бронетехники были многократно модернизированы, а когда дальнейшая модернизация становилась невозможна, переоборудованы в другие разновидности бронетехники. Не остались без дела и многие трофейные машины, захваченные во многочисленных конфликтах, в том числе сотни Т-54/55, которые были переделаны в танк ТИ-67. Имея ограниченные людские ресурсы, Израиль создал серию тяжёлых танков «Меркава», которые имеют необычную переднемоторную компоновку с кормовым люком, позволяющим более безопасную выгрузку экипажа в случае попадания под огонь неприятеля. Во время Израильско-ливанского конфликта в 1982 эти танки (со снятыми стеллажами) были использованы в качестве БТР, что подтвердило ценность подобной техники с её устойчивостью к поражению средствами противотанкового оружия с кумулятивным боеприпасом. После продолжительных испытаний тяжёлых БТР, сделанных из переоборудованных корпусов различных танков, таких как британский «Центурион» и «Меркава», «Ахзарит» был принят на вооружение армией обороны Израиля и запущен в производство в 1988 году.
БТР производится Службой вооружений армии обороны Израиля, первые опытные образцы были изготовлены в 1987 году, серийное производство началось в 1988 году. По состоянию на 2011 год, в БТР переоборудовано до 500 танков[1].
Описание конструкции [
править]
БТР «Ахзарит» создан на основе шасси и корпуса танка T-54/55 со снятой башней.
Силовая установка и трансмиссия заменены: ранее установленный на T-54/55 советский дизельный двигатель заменён более компактным и мощным 8-цилиндровым дизельным двигателем «General Motors», что освободило место между правым бортом танка и двигателем для коридора к кормовой двери, также установлена новая гидромеханическая трансмиссия «Allison».
Корпус существенно переоборудован: добавлен отсек для пехотного десанта, сзади по правому борту корпуса установлена кормовая бронедверь. Конструктивно, дверь отделения десанта представляет собой откидывающуюся аппарель. Уникальная конструкция кормовой двери увеличивает её высоту (за счёт подъёма при помощи гидропривода части крыши при открытии двери) и позволяет спешивание десанта «с разбегу» (а не ползком), и даже без остановки машины. Кроме того, приоткрытая дверь образует амбразуру для наблюдения и обстрела «мёртвой зоны» за машиной.
Каждый член экипажа (командир, механик-водитель и наводчик) имеет свой люк. Крышка люка командира машины представляет собой сводчатый купол и может быть поднята наполовину, чтобы улучшить визуальный обзор местности. Позади трех люков для экипажа в крыше корпуса БТР расположены два люка для десантников: один находится в центре десантного отсека, второй расположен слева и сзади от него.
Без башни корпус Т-54/55 весил 27 тонн, к этому дополнительно добавлено 17 тоннброни. В сочетании с низким силуэтом машины это позволило обеспечить исключительно высокий уровень защиты БТР. Броневая защита корпуса дополнительно усилена накладными перфорированными стальными листами с карбоновыми волокнами, установлен также комплект динамической защиты. Прочие внутренние системы также модернизированы.
Вместо пушки установлен 7,62-мм пулемёт FN MAG на турельной установке OWS (Overhead Weapon System) производства фирмы «Рафаэль» (с дистанционным управлением, это снижает риск его использования для экипажа). Также установленатермодымовая аппаратура, создающая дымовую завесу путём впрыска топлива в выхлопной коллектор.
Серийные образцы [
править]
- «Ахзарит» Mk.1 — установлен двигатель мощностью 650 л.с.,
- «Ахзарит» Mk.2 — установлен двигатель мощностью 850 л.с.
- на некоторые бронетранспортёры вместо 7,62-мм дистанционно управляемого пулемёта установлен 12,7-мм дистанционно управляемый пулемёт.
- бронированная медико-санитарная машина на базе «Ахзарит» — создана в 2005 году[2]
Боевое применение [
править]
«Ахзарит» находится на вооружении армии Израиля и применяется в городских условиях, в которых обычные БТРы М113 не столь эффективны из-за применяемых боевиками РПГ. Используется в частях и подразделениях мотострелковой бригады «Голани».
См. также [
править]
Ахзарит на Викискладе
?
В Армии обороны Израиля имеются на вооружении и другие БТР, созданные на шасси танков — «Намер» и «Пума» .
- Намер (ивр. נמ"ר — леопард; сокр. от ивр. נגמ"ש מרכבה [Нагмаш Меркава] — бронетранспортёр Меркава) — тяжелый БТР израильского производства. Этот БТРразработан на шасси танка «Меркава Мк.4» и является израильской разработкой.
- Пума — тяжелый инженерный БТР израильского производства. Этот БТР разработан на корпусе танка Centurion Shot(израильское название английского ОБТ «Центурион») и подвески танка Меркава Мк2.