Секретное оружие СССР пытаются вернуть к жизни
Основными объектами нашего внимания стали хорошо всем известный российский гидросамолет Бе-200 и гораздо менее известное широкой публике чудо техники под названием экраноплан.
Из жизни водоплавающих
Бе-200 – не имеющая аналогов в мире амфибия, созданная российскими и украинскими специалистами. Предназначена для осуществления пассажирских и транспортных перевозок, тушения пожаров, поисково-спасательных и патрульных работ, а также экологического мониторинга. Возможности Бе-200 позволяют ей брать на борт порядка 12 тонн воды, причем забор может осуществляться в процессе глиссирования по поверхности водоема, на что уходит 12-18 секунд. Это крайне важно при тушении крупных и опасных пожаров, так как исключает потерю времени на регулярные посадки для заправки водяных танков. При всей своей специализированности, по летным качествам Бе-200 практически не уступает обыкновенным "сухопутным" самолетам.
Каспийский монстр
Экраноплан – машина, не имеющая в мире действующих аналогов. По сути, это гибрид самолета и корабля, использующий для движения т.н. "экранный эффект". Это позволяет машине без особого труда двигаться на небольшой высоте над поверхностью воды, легко преодолевая такие препятствия, как мели и небольшие островки.
Пионерами в реализации этой технологии было нижегородское ЦКБ СПК, носящее сегодня имя гениального инженера Ростислава Алексеева. Именно на его базе были созданы знаменитые суда на подводных крыльях "Ракета" и "Метеор". Однако ими конструкторский гений Алексеева ограничиваться не собирался. В результате, в 60-70 гг. на свет появились боевые экранопланы. На протяжении многих лет их испытания проводились на Каспийском море. Довольно скоро об экранопланах стало известно на Западе. В одном из выпусков популярного английского издания, посвященного военной технике разных стран, экраноплан получил название "Каспийский монстр". "Гигантская советская экспериментальная крылатая машина, использующая влияние близости земли, с размахом крыльев 40 м, длиной более 90 м, проходит испытания на Каспийском море. Они начались в 1965 году. Аппарат, для которого оптимальная высота движения от 4 до 14 м над поверхностью, имеет потенциальную скорость 560 км/ч", – сообщало издание.
В ходе одного из испытаний "Каспийский монстр" потерпел аварию и погиб. Это не помешало создать по его образу и подобию две боевые разработки: проект 904 "Орленок" (транспортно-десантный)
и проект 903 "Лунь" (ударный экраноплан, вооруженный тремя спаренными пусковыми установками противокорабельных ракет 3М80 "Москит").
Как пояснили нам те, кто принимал участие в создании этих боевых машин, главной задачей "Луня" было нанесение удара по вражеским авианесущим кораблям, в связи с чем он даже был прозван убийцей авианосцев. Концепция использования экранопланов в борьбе с авианосцами строилась на том, что благодаря скольжению над самой поверхностью воды машина становилась незаметной для радаров и могла сравнительно беспрепятственно подойти к авианосцу на расстояние точного пуска ракеты. Высокая скорость экраноплана делала его практически неуязвимым для противокорабельных ракет, выпускаемых кораблями боевого охранения.
Впрочем, проверить все это в условиях реального боя или даже масштабных учений не удалось. Со смертью Алексеева разработки были прекращены. Часть построенных боевых монстров сегодня ржавеет в окрестностях Каспийска, один – в Москве и еще один остается на балансе Вооруженных сил, находясь в доке на консервации.