Создатели «Городка» Юрий Стоянов и Илья Олейников родились в один день с разницей в десять лет. Нынешний год для них юбилейный: 10 июля Стоянову исполнится 55, а Олейникову — 65 лет. Накануне торжества хотелось побеседовать с обоими участниками этого талантливейшего дуэта, но, к сожалению, у Ильи Олейникова незадолго до дня рождения случилась производственная травма — он потерял голос. Поэтому отдуваться за двоих пришлось Юрию Стоянову.
— Как же не уберегли-то Илью Львовича?
— Да, можно сказать, все это из-за меня и произошло. Шел первый съемочный день майской передачи. Олейников играл любовника, который при появлении мужа прячется в шкаф. Но в нашем сюжете этот человек уже немолод, адюльтеру много лет, поэтому в свое укрытие мужик идет очень медленно. А в шкафу у него уже свой годами налаженный быт: книжка, бутылочка с водой: Я играю его любовницу, захлопываю за ним дверцу, а тут он мне из шкафа должен произнести: «Ты что, горшок не могла вынести?» И я попросил Илью сказать эту фразу погромче. Он ее выкрикнул, и у него в голосе появилась сипотца. Потом во время съемок она усиливалась, и через несколько дней голос пропал. Слава Богу, врачи у нас есть. Но все люди, которые теряли голос, знают, что выход в этой ситуации только один — молчание.
— Но ко дню рождения-то Олейников восстановится?
— Я думаю, что, если это произойдет, Илье придется отвечать на все тосты в его честь, и тогда голос пропадет снова. Так что, может, даже лучше будет, если он заговорит уже после праздника.
— А отмечать свои юбилеи будете за одним столом?
— После небольшого совместного опыта проведения дней рождений мы решили, что лучше нам праздновать их по отдельности. Потому что у него свои друзья, у меня — свои, а, приходя к нам, они попадают сразу на два подарка. Причем один из них от души, а второй — формальный. И вообще тяжело объединить людей, которые не знают друг друга. За одним столом мы отметим в следующем году юбилей «Городка» — 17 апреля 2013 года ему исполнится 20 лет. Для нас, кстати, это гораздо более серьезная дата, чем дни рождения.
— Ну а где все-таки вы встретите свое 55-летие, ведь уже несколько лет живете на два города, постоянно курсируя между Москвой и Петербургом.
— Ну конечно, в Одессе! Там у меня живет мама, там много родственников и друзей. Соберу человек 30-40 в одном симпатичном месте. Обязательно приглашу выступить совершенно фантастическую группу «Мамины дети», поющую авторские одесские песни. Выпьем, вкусно покушаем, загрузим подарки в микроавтобус и поедем на дачу.
— Но подарками-то вы с Олейниковым обменяетесь? Можете рассказать о самом запоминающемся презенте, который вы получили от своего партнера?
— Илья знает, что я коллекционирую все, что связано с Чаплином. И как-то раз он мне заказал у очень хорошего скульптора метровую, невероятно оригинальную, почти абстрактную скульптурку моего любимого артиста. Кстати, эскиз для нее он сделал сам. Олейников это не афиширует, но когда-то он очень неплохо рисовал.
— Действительно очень трогательно. А что обычно дарите Олейникову вы?
— В основном то, что можно носить и чем можно похвастаться. Я люблю, чтобы у Ильи были хорошие часы, модные брюки, дорогие авторучки и зажигалки. И чтобы то, что я ему дарю, было всегда при нем.
— В программе «Городок» вы двое вот уже почти 20 лет не разлей вода. Это громадный срок, неужели никогда не ссорились и не хотели разойтись в разные стороны?
— Мы люди эмоциональные, можем, конечно, друг на друга накричать, наговорить бог знает что. Но каких-то серьезных конфликтов по большому счету я не припомню. И со временем наши отношения стали значительно нежнее. Хотя сегодня это слово и опасно употреблять применительно к двум мужчинам. Но поскольку речь идет об уже немолодых людях, думаю, ваши читатели все поймут правильно.
И если вы меня спросите, что я больше всего ценю в Олейникове, то я отвечу: его отношение ко мне. Я уверен, что за меня он пасть порвет, что он никогда меня не предаст и не скажет за спиной гадость.
И еще очень ценно знание того, что он не несет за душой никакого камня. Понимаете, можно очень любить друг друга и в то же время таить в душе какую-то непрощенную боль. Между нами такого нет. А это, я считаю, самое главное.
— На юбилеях нередко говорят: «И пусть сбудется то, что ты сам себе желаешь». Что бы вы пожелали себе самому?
— Я все время забываю, сколько мне лет. Не потому, что я по-детски жизнерадостен и непосредственен, в жизни особо веселым меня не назовешь, а оттого, что я отец ребенка, которому только девять лет. Физиологически нормальным было бы, если бы мне было хотя бы лет 40. И я себя часто именно на этот возраст и ощущаю, особенно когда дочка рядом. Так вот, главное из того, что я себе желаю, — это дожить до ее 30-летия.
— Почему именно до 30-летия?
— Ну, это хотя бы: Мой отец умер, когда мне было 33 года. К сожалению, он не застал меня состоявшимся актером, при его жизни мы сняли только две или три передачи «Городок». Ну что это там было, Господи, в 1993 году: Бесконечно жаль, что он ушел молодым, когда я еще ничем себя не проявил. А мне хочется застать дочку состоявшимся человеком. И, кстати, есть большое желание увидеть, что за сволочь будет рядом с ней! Это логика любого отца, она зиждется на том, что каждый мужчина помнит свою биографию и думает: «Неужели дочери достанется такой, как я?! Слушайте, хотелось бы, чтобы это был кто-то получше!»
— Для вас счастливым оказался лишь третий брак. Как думаете, в чем секрет его благополучия?
— Я не знаю. Бог мне помог, наверное. Просто при наших первых встречах с Еленой в голове прозвенел какой-то звонок, сигнал о том, что, если наши жизни соединить, это будет очень надежно, счастливо, интересно! Мы весело живем, понимаете? Это не значит, что у нас дома стоит постоянный смех, но мы смеемся над одним и тем же. А это важно!
— С двумя сыновьями от первого брака общаетесь?
— Я в принципе не комментирую эту тему. Но надеюсь, что мой сын, у которого день рождения в один день со мной, пусть молча, но все-таки выпьет в этот день рюмку за меня. А за моим столом тост в его честь обязательно прозвучит.
— А как вы воспитываете свою дочь Катюшу?
— Наверное, не очень-то современно. Мы не обременяем ее множеством модных в наше время репетиторов и кружков. Хотим сохранить ее детство безмятежным. Сейчас она учится в нормальной московской школе, недалеко от дома. И у меня к ней только одно серьезное требование — читать книжки (не на компьютере) и много писать рукой. Катя ведет свой девичий дневник и много рисует. Я считаю, пока для нее вполне достаточно.
Личное дело
Юрий Стоянов родился 10 июля 1957 года под Одессой, в селе Бородино, в семье врача-гинеколога и педагога, заслуженного работника просвещения Евгении Леонидовны Стояновой. С детства писал стихи, играл на гитаре, занимался фехтованием, учился в студии киноактера при Одесской киностудии. В 1978 году окончил Московский государственный институт театрального искусства имени А.В. Луначарского (ГИТИС). После этого до 1995-го был в труппе театра БДТ.
В 1993 году совместно с Ильей Олейниковым основал программу «Городок», где работает до настоящего времени автором, постановщиком и исполнителем ролей. С 1981-го снимается в кино. Среди фильмов с его участием — «Человек у окна», «Ландыш серебристый», «Бальзаковский возраст, или Все мужики сво:», «12». С 2001 года — народный артист РФ.