Гомофобия – это навязчивый страх субъекта перед тем, что его собственная сексуальность, в ее истинном виде, имеет гомосексуальную окраску.
Для упрощения изложения под гомофобом, человеком, страдающим гомофобией, будет подразумеваться мужчина, и речь будет идти о структуре мужской гомофобии. Но все, что говорится ниже справедливо и для женской гомофобии, с той только разницей, что там, где в тексте говориться об отце, нужно иметь в виду мать, и наоборот.
В общественном сознании укоренилось мнение, что гомофобией является та или иная форма агрессии по отношению к гомосексуалистам. Это не совсем так. Гомофобия часто является наблюдателю в качестве агрессии направленной на гомосексуалистов, гомосексуальную культуру, гомосексуальную атрибутику и пр., но причиной данной агрессии является страх человека перед тем, что собственная сексуальность, в ее истинном виде, имеет гомосексуальную окраску.
Строго говоря, этимология слова «гомофобия» базируется на слове «фобия», то есть, «страх», и, в буквальном смысле, означает страх перед гомосексуализмом.
Вторым заблуждением, которое хотелось бы развеять в этой связи, является мнение, что гомофоб является скрытым гомосексуалистом.
Приверженцы данного мнения предлагают гомофобам бросить воевать и начать «трахаться». Данное клише является достаточно распространенным и используется в массовой культуре, как претензия на психологическую глубину образа. Это мнение неверное. Гомофоб не является скрытым гомосексуалистом именно потому, что не хочет быть гомосексуалистом и боится обнаружить в себе предрасположенность к этому. Человек является тем, кем он хочет быть.
Гомофобия, строго говоря, к сексуальности имеет косвенное отношение. Источником гомосексуального страха является специфическое позиционирование гомофоба по отношению к отцу, если речь идет о мужчине, и матери, если речь идет о женщине.
Нижеследующую конструкцию Вам, мой уважаемый читатель, придется принять на веру, потому, что формат статьи не позволит мне сделать ее очевидной для неискушенного читателя.
Пытаясь разрешить комплекс Эдипа, то есть, пытаясь вытеснить сексуальное возбуждение на мать, гомофоб делегирует отцу безусловную власть над своими поступками, принимая свою сыновнюю, то есть, подчиненную отцу позицию. В своем представлении гомофоб предстает неким никчемным существом, безусловно проигрывающим отцу в конкуренции за мать.
Целью работы психики гомофоба является блокирование возможности соития с матерью. Пока он находится во власти отца и подчинен ему как сын, соитие с матерью невозможно, потому что, очевидно, отец не даст на это свое согласие. Пока гомофоб остается никчемным существом, за «никчемностью» часто подразумевается именно «малолетство», то есть, все та же сыновья позиция, соитие с матерью невозможно, потому, что он еще не «дорос» до отца и не может заменить его рядом с матерью.
Описанное выше представление гомофоба о своем отношении к отцу помогает ему вытеснить страх перед соитием с матерью, как перед ситуацией, которая объективно невозможна, и некоторое время психика мальчика находится в относительной безопасности.
Проблема своей перманентной подчиненности и «никчемности» наступает, когда место отца занимает какая-либо «отцовская» структура социума: формальные и неформальные лидеры, начальники и пр. Тогда игра в «ничтожного» перестает быть игрой. Гомофоб осознает, что не он сам делает из себя, ничтожество, а «отец» делает из него ничтожество, причем с большим удовольствием.
Собственно, гомосексуальные страхи начинаются, когда гомофоб осознает, что у него нет возможности сопротивляться этому личностному уничижению со стороны «отца», что он каким-то образом к нему предрасположен.
Разгадать загадку своей предрасположенности к подчиненному положению гомофоб без помощи психоаналитика не может, поэтому сознание начинает заполняться всякими страшилками, типа «а может быть я гомосексуалист».
Собственно, гомофобия, образуется позже, когда гомосексуальный страх начинает бессознательно воссоздаваться субъектом в качестве одного из факторов вытеснения вожделения к матери, но об этом позже.
Говоря о гомофобии необходимо понимать, что речь идет об одной из разновидностей фобии, поэтому, все то, что мы говорили о фобии вообще, на соответствующих страницах сайта, можно отнести и к гомофобии в частности.
Гомофобический страх является одной из составляющих комплекса защиты сознания от проникновения в него вожделения к матери.
Пребывая в созданном им самим страхе, человек избавляется от реального страха перед вожделением к матери, то есть, выдуманная опасность является защитой от реальной опасности. Здесь действует принцип «меньшего зла»: гомосексуальный страхи безусловное зло для субъекта, но большим злом было бы остаться без них и создать тем самым условие для проникновения запретных сексуальных фантазий в сознание.
Страдающий гомофобией полностью поглощен данной проблемой, в поле его внимания не остается практически ничего, кроме гомосексуальных образов и страхов перед ними, что ему, по большому счету, и нужно. Гомофобические страхи являются средством очищения сознания от запретных сексуальных фантазий.
Механизмом воспроизводства гомосексуального страха, как и всякого фобического страха, является неразрешимая проблема, в которую ставит себя человек.
В случае гомофобии неразрешимым оказывается вопросы из серии «а вдруг я скрытый гомосексуалист», такие как, например, «а не хочется ли мне потрогать этого парня за пенис». Гомофоб, по сути, не хочет быть гомосексуалистом, и поэтому, он не хочет иметь гомосексуальный опыт. Вопрос «а вдруг я хочу…» и невозможность это проверить создают неразрешимость проблемы, субъект вгоняет себя в ситуацию, из которой нет выхода. Человек боится, что он «скрытый» гомосексуалист, а опровергнуть данной «страшное» предположение возможности нет.
Гомофобия становится проблемой для человека, когда он теряет контроль над гомосексуальными образами и страхами, которые они вызывают. Потеря контроля над гомосексуальными образами происходит с момента начала сомнений в нормальности своей сексуальной ориентации. С этого момента гомофобия начинает набирать обороты, гомосексуальные образы начинают атаковать своего создателя, который не имеет возможности их остановить, так как, его психика не имеет механизмов для противодействия им.
Лечение гомофобии
Гомофобия лечится с помощью психоанализа. В процессе психоанализа больной получает возможность разделить сыновнее чувство к матери и сексуальное вожделения к женщине. С матерью остается только сыновнее чувство, а освобожденное сексуальное вожделение к женщине теряет свой запретный характер и становится основой устойчивой сексуальной идентификацией со своим полом.