Нам проще самим отрезать им хлеб или налить воды, но будет лучше для них (а через некоторое время и для нас), если они научатся и привыкнуть делать это сами. В таких делах наша помощь не в пользу им, а во вред. Но это не значит, что на просьбу о воде надо отвечать что-то обидное типа: а что сам что ли не можешь себе налить, большой уже. Придется набраться терпения и потратить больше времени, чем обычно.
Бывает, что надо торопиться, и если не помочь ребенку, то кто-нибудь куда-нибудь опоздает. В таких случаях конечно надо помогать. Но в следующий раз надо постараться начать заранее, чтобы времени хватило. И надо хорошо подумать, а точно ли надо куда-то спешить или время вполне ждет.
Ребенок должен понимать этапы различных бытовых процессов, например: одежда запачкалась – кинули в стирку, постирали с похожим цветом – прополоскали с кондиционером – развесили – сняли – погладили – разложили по полкам. А чтобы он это понимал, надо иногда (когда у ребенка нет важных срочных дел) вовлекать его в процесс: вместе определять грязная одежда или нет, вместе загружать и включать машину, вместе с ребенком или ему самому развешивать, попросить ребенка снять белье, учить гладить и вместе разбирать.
Так же можно подключать ребенка к приготовлению еды, к уборке в квартире, к хождению по магазинам и выбору продуктов.
Что ребенок может сделать сам
1. на кухне:
- налить себе воды,
- отрезать хлеб,
- поднять, что упало,
- убрать, что пролилось или просыпалось,
- вытереть стол,
- убрать за собой посуду и иногда помыть,
- помыть фрукты и порезать на блюдечко.
2. в своей комнате:
- убирать игрушки,
- заправлять постель,
- аккуратно складывать одежду и убирать ее на место,
- доставать себе домашнюю одежду,
- переодеваться.
3. в прихожей:
- раздеваться,
- ставить обувь аккуратно, вешать верхнюю одежду на место,
- мокрую одежду класть на батарею,
- грязное бросать в грязное.
4. в ванной:
- чистить зубы и все класть на место,
- спускать ванну и убирать игрушки,
- вытирать пол после купания,
- убирать одежду в грязное или на полку.
Но опять-таки важно, чтобы о том, что ребенок уже может делать сам, сообщалось ему максимально дружелюбно, а не в форме упрека или раздраженным тоном.
Сообщение отредактировал LOGIKA: 07 June 2009 - 15:18