Со времён глубокой древности знатные люди старались украсить своё оружие, предав им индивидуальность. А в XVI —XVII веках во многих странах мира художественное оружие стало одним из основных видов декоративного искусства и прибыльного заработка. При чём самыми искусными мастерами считали Русских мастеров, слава об искусстве русских мастеров оружейников распространилась далеко за пределы Руси. Они могли золотить сталь, придавать ей различные цвета, знали технику черни, эмали, золотой наводки. Имена многих из них можно встретить в хрониках Западной Европы.
За частую украшение оружия носил ритуальный характер. Наносились орнаменты и руны придававшие мечу магические свойства. Инкрустрация драгоценными или как их в старину величали чистыми металлами (Серебро, Золото) придавало оружию способность противостоять магии и нечисти. Вправление драгоценных камней служил оберегом для хозяина и оружия. В азиатских странах травление считалось магическим даром ниспосланным Аллахом для обработки стали. По сути соединения нескольких металлов составляли гальванопару и образовывали некоторое колличество солей которые при попадании в рану не лучшим способом отражались на организме. Неплохой вариацией считалась медь и сталь, а так-же все медесодержащие сплавы.
Процесс изготовления меча занимал большой промежуток времени, хороший слоеный меч изготовлялся не один месяц. Мастера оружейники нашли неплохой способ увеличения стоимости оружия украшая его драгоценными металлами и камнями, иначе как можно окупить весь труд потраченный на его изготовление а самое главное время. Даже при современных мощностях используя технологию изготовления булата процесс займет не один месяц, сталь полученная таким образом получится в разы дороже современных легированнх сталей. Например для изготовления одного русского слоеного булатного клинка предназначенного князю требовался кусок железа в 5 раз большим весом чем готовый меч, около двух тонн древесного угля, и около полутора тонн воды. По тем временам это были фантастические цифры. Один процесс выводки граней отнимал не менее месяца каждодневного труда. Самым трудоемким и тяжелым был процесс подготовки заготовки для меча. При слоении металла две пластины нагретые до полутора тысяч градусов проковывали(сваривали), качество проковки каждого из слоев могло повлиять на изделие в целом. По историческим данным булатные мечи сложенные менее 10 раз предназначались для ополчения и простолюдинов. для более зажиточных и постоянных ратников стальскладываласт не менее 15 раз, а вот воспетые в сказках и былинах мечи складывались не менее 50 раз и имели более чем за 100 000 слоев. Именно такие мечи и были легендарными и стоили они целое состояние. Таким мечем можно было разрубить ратника в кольчуге на пополам. Вес такого меча более чем в трое превышал вес копии выполненной из стали. И легенда о двухпудовых мечах это реальный факт.